
№37–40
от 17 мар 2023 г.
Дата публикации:
15 мар 2023 г.
В мае 1981 года свою идею, которая сегодня покорила весь мир, воплотила во время празднования столетия станицы Тацинской известный режиссер-постановщик Юлия Синельникова. Правда, о ее авторстве почему-то позабыли.
900
Фото/Видео: Владимир Апарин
У Юлии Григорьевны – удивительно развитое чувство юмора, к себе она относится с иронией и звездной болезнью не страдала никогда. Даже в те годы, когда поставленные и придуманные ею праздники гремели на всю страну. Работа в бригаде лучших режиссеров массовых зрелищ страны на Олимпиаде-80 в Москве, на Международном фестивале молодежи и студентов. «Шолоховская весна» – идея и воплощение принадлежат Синельниковой. Самый первый День города Ростова-на-Дону – тоже Синельникова. Дни Шотландии, Франции, Югославии – ее режиссерские работы можно перечислять очень долго. И все они – яркие, запомнившиеся на долгие годы. Фрагменты ее сценариев тиражировали, не упоминая об авторстве. Впрочем, она на этом не настаивала никогда. Благо, в идеях у Синельниковой недостатка не было.

Перед трибунами шли женщины, одетые во всё черное, держа перед собой портреты погибших солдат...
Она работала и дружила с по-настоящему великими. На стенах ее однокомнатной квартиры – «звездная» фотогалерея. У каждой фотографии – своя история, которую хозяйка расскажет мастерски, с красочными деталями. Поэт Расул Гамзатов, клоун Вячеслав Полунин, режиссер Марк Розовский, драматург Виктор Славкин, родоначальник КВН и отечественной реанимации Алик Аксельрод – кто-то оживает только в ее рассказах, а с кем-то созванивается, общается, радуется встречам.
Она всегда умела придумать то, что до нее не приходило в голову никому. Сценарии всегда сочиняла сама, приглашая в соавторы Мотю Левинтона (он замечательно писал стихи). А потом сама же добивалась воплощения своих замыслов – во время работы Синельникова становилась диктатором. Слов: «Это невозможно сделать» для нее не существовало…

– Через год после смерти Михаила Александровича Шолохова ЮНЕСКО предложило провести в честь дня его рождения фестиваль, и пригласили меня в качестве режиссера и сценариста. Денег не хватало катастрофически, а сделать хотелось яркое зрелище, которое бы запомнилось всем. По замыслу по воде должны были плыть казачьи струги, но где их взять? Я обратилась в Рыбнадзор, – рассказывает Юлия Григорьевна. – И он обложил местных браконьеров штрафами. Тогда я собрала оштрафованных и предложила им бартер: они участвуют в постановке, а за это с них снимут административное нарушение. Перекрасили лодки, всем велели надеть казачьи костюмы и фуражки. В репетициях участвовали все, и на празднике не подвели.
«Шолоховская весна» при Синельниковой стала Всесоюзным фестивалем. И название его придумала тоже она – так именовался ее самый первый сценарий праздника в Вешенской.
В Вешенскую приезжали великие артисты, снимавшиеся в экранизациях произведений Шолохова – Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Людмила Иванова, Михаил Глузский…
– У меня всегда было очень много работы, поэтому за какие-то «проходные» мероприятия я старалась не браться. Если неинтересно, отказывалась. Поначалу отказалась и от подготовки праздника к столетию станицы Тацинской. Ну, юбилей, – так сколько их уже было, еще один ничего не прибавит: не поеду. Но мне в обкоме партии объяснили, что это будет не просто юбилей. Власти Тацинского района были большие молодцы: они решили воспользоваться юбилеем, чтобы рассказать об одном малоизвестном эпизоде Великой Отечественной войны – танковом рейде под руководством генерал-майора Василия Баданова. По приказу Сталина бадановцы прошли по тылам противника, смогли прорваться и уничтожить немецкий аэродром, который был специально построен для снабжения немецкой армии в Сталинграде. И это во многом повлияло на исход Сталинградской битвы.

Первым делом Юлия Григорьевна, приехав в Тацинку, отправилась в местный музей. Именно там она прочитала воспоминания чудом уцелевшего немецкого летчика. «Я видел ад на земле», – написал очевидец тех событий. Ворвавшиеся в канун католического рождества на территорию аэродрома танки утюжили стоящие на земле самолеты, а те, что пытались взлететь, расстреливали из пушек. Для немцев появление танков у них в тылу стало полной неожиданностью – шли ночью, тайно, по глубоким снегам. Дорогу нашим показали тацинские мальчишки. Позже немцы их расстреляли…
Юле было пять лет, когда в Пролетарск, где они жили с мамой и братом, пришли немцы. И воспоминания о той зиме в оккупации остались на всю жизнь. Яркие, нестираемые картинки. Вот она с братом на пустой улице, засыпанной снегом, вдруг видит самосвал, подъехавший к выкопанной очень глубокой канаве. Из кузова в канаву начинают сваливать замерзшие тела наших бойцов: в телогрейках, галифе и босиком. Тела падают вниз головами, звеня от мороза, и тут же подъезжает следующий самосвал… Дети в ужасе прибежали домой, а мама закрывала им рты, чтобы не услышали немцы, расположившиеся в их доме. Сама Юля с мамой и братом жили в сарае. И с той зимы она навсегда запомнила, что такое настоящий холод и голод. И глубокие снега той зимы, когда проходил Бадановский рейд, она запомнила тоже.
– Уже позже, когда выросла, я часто думала о тех сброшенных в канаву безымянных солдатах. Ведь каждого кто-то ждал. Каждый был чьим-то сыном, мужем, братом… Наверное, мой Бессмертный полк – оттуда, из моего детства. Когда я узнала в тацинском военкомате, сколько не вернулось с той войны в станицу, я подумала: пусть они побудут с нами…

«А сколько жителей Тацинской не вернулись с войны?» – начала выяснять режиссер. Тогда об этом предпочитали не говорить – праздник все-таки. Конечно, она все выяснила – каждый четвертый житель станицы ушел на фронт, более трети из них не вернулись. Синельникова была убеждена: об этих людях надо вспоминать в праздник, на который они не придут никогда.
В 1981 году никто и не знал, что такое реконструкция событий. В Тацинской Синельникова вывела на улицу… танки. Десять грузовиков «переобули» в гусеницы, смастерили башни. Помогали воплотить замысел местные ветераны. И танковая колонна поразила зрителей! А когда по площади пошел Бессмертный полк, все плакали.
Тот, самый первый Бессмертный полк был не таким, каким мы привыкли его видеть. Женщины в черном – матери и вдовы – несли портреты своих солдат. Они шли долго – портретов было много… А за ними на площадь вышли мамы с малышами в колясках: страна, за которую отдали свои жизни солдаты, продолжает жить…
Позже, в год сорокалетия Победы, в Тацинке вновь использовали сценарий Синельниковой – снова пустили по улицам танковую колонну, и женщины в трауре пронесли портреты погибших.

А тюменский пенсионер Геннадий Иванов, теперь общепризнанный автор идеи Бессмертного полка, как-то позвонил Юлии Григорьевне. Говорил, что чувствует себя неловко, что очень хочет встретиться и переговорить… Впрочем, встреча так и не состоялась. Синельникова обиды не держит: главное, идея живет. А уж кому она пришла в голову раньше, кому – позже, какая разница:
– Главное, чтобы память не прерывалась, чтобы молодые знали историю своей страны, своего народа.
И все-таки, справедливости ради надо вспоминать и о том, что первым человеком, который решил пригласить на праздник Победы ее погибших солдат, была ростовский режиссер Юлия Григорьевна Синельникова.
Видео Владимира Апарина

Перед трибунами шли женщины, одетые во всё черное, держа перед собой портреты погибших солдат...
Она работала и дружила с по-настоящему великими. На стенах ее однокомнатной квартиры – «звездная» фотогалерея. У каждой фотографии – своя история, которую хозяйка расскажет мастерски, с красочными деталями. Поэт Расул Гамзатов, клоун Вячеслав Полунин, режиссер Марк Розовский, драматург Виктор Славкин, родоначальник КВН и отечественной реанимации Алик Аксельрод – кто-то оживает только в ее рассказах, а с кем-то созванивается, общается, радуется встречам.
Она всегда умела придумать то, что до нее не приходило в голову никому. Сценарии всегда сочиняла сама, приглашая в соавторы Мотю Левинтона (он замечательно писал стихи). А потом сама же добивалась воплощения своих замыслов – во время работы Синельникова становилась диктатором. Слов: «Это невозможно сделать» для нее не существовало…

– Через год после смерти Михаила Александровича Шолохова ЮНЕСКО предложило провести в честь дня его рождения фестиваль, и пригласили меня в качестве режиссера и сценариста. Денег не хватало катастрофически, а сделать хотелось яркое зрелище, которое бы запомнилось всем. По замыслу по воде должны были плыть казачьи струги, но где их взять? Я обратилась в Рыбнадзор, – рассказывает Юлия Григорьевна. – И он обложил местных браконьеров штрафами. Тогда я собрала оштрафованных и предложила им бартер: они участвуют в постановке, а за это с них снимут административное нарушение. Перекрасили лодки, всем велели надеть казачьи костюмы и фуражки. В репетициях участвовали все, и на празднике не подвели.
«Шолоховская весна» при Синельниковой стала Всесоюзным фестивалем. И название его придумала тоже она – так именовался ее самый первый сценарий праздника в Вешенской.
В Вешенскую приезжали великие артисты, снимавшиеся в экранизациях произведений Шолохова – Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Людмила Иванова, Михаил Глузский…
– У меня всегда было очень много работы, поэтому за какие-то «проходные» мероприятия я старалась не браться. Если неинтересно, отказывалась. Поначалу отказалась и от подготовки праздника к столетию станицы Тацинской. Ну, юбилей, – так сколько их уже было, еще один ничего не прибавит: не поеду. Но мне в обкоме партии объяснили, что это будет не просто юбилей. Власти Тацинского района были большие молодцы: они решили воспользоваться юбилеем, чтобы рассказать об одном малоизвестном эпизоде Великой Отечественной войны – танковом рейде под руководством генерал-майора Василия Баданова. По приказу Сталина бадановцы прошли по тылам противника, смогли прорваться и уничтожить немецкий аэродром, который был специально построен для снабжения немецкой армии в Сталинграде. И это во многом повлияло на исход Сталинградской битвы.

Первым делом Юлия Григорьевна, приехав в Тацинку, отправилась в местный музей. Именно там она прочитала воспоминания чудом уцелевшего немецкого летчика. «Я видел ад на земле», – написал очевидец тех событий. Ворвавшиеся в канун католического рождества на территорию аэродрома танки утюжили стоящие на земле самолеты, а те, что пытались взлететь, расстреливали из пушек. Для немцев появление танков у них в тылу стало полной неожиданностью – шли ночью, тайно, по глубоким снегам. Дорогу нашим показали тацинские мальчишки. Позже немцы их расстреляли…
Юле было пять лет, когда в Пролетарск, где они жили с мамой и братом, пришли немцы. И воспоминания о той зиме в оккупации остались на всю жизнь. Яркие, нестираемые картинки. Вот она с братом на пустой улице, засыпанной снегом, вдруг видит самосвал, подъехавший к выкопанной очень глубокой канаве. Из кузова в канаву начинают сваливать замерзшие тела наших бойцов: в телогрейках, галифе и босиком. Тела падают вниз головами, звеня от мороза, и тут же подъезжает следующий самосвал… Дети в ужасе прибежали домой, а мама закрывала им рты, чтобы не услышали немцы, расположившиеся в их доме. Сама Юля с мамой и братом жили в сарае. И с той зимы она навсегда запомнила, что такое настоящий холод и голод. И глубокие снега той зимы, когда проходил Бадановский рейд, она запомнила тоже.
– Уже позже, когда выросла, я часто думала о тех сброшенных в канаву безымянных солдатах. Ведь каждого кто-то ждал. Каждый был чьим-то сыном, мужем, братом… Наверное, мой Бессмертный полк – оттуда, из моего детства. Когда я узнала в тацинском военкомате, сколько не вернулось с той войны в станицу, я подумала: пусть они побудут с нами…

«А сколько жителей Тацинской не вернулись с войны?» – начала выяснять режиссер. Тогда об этом предпочитали не говорить – праздник все-таки. Конечно, она все выяснила – каждый четвертый житель станицы ушел на фронт, более трети из них не вернулись. Синельникова была убеждена: об этих людях надо вспоминать в праздник, на который они не придут никогда.
В 1981 году никто и не знал, что такое реконструкция событий. В Тацинской Синельникова вывела на улицу… танки. Десять грузовиков «переобули» в гусеницы, смастерили башни. Помогали воплотить замысел местные ветераны. И танковая колонна поразила зрителей! А когда по площади пошел Бессмертный полк, все плакали.
Тот, самый первый Бессмертный полк был не таким, каким мы привыкли его видеть. Женщины в черном – матери и вдовы – несли портреты своих солдат. Они шли долго – портретов было много… А за ними на площадь вышли мамы с малышами в колясках: страна, за которую отдали свои жизни солдаты, продолжает жить…
Позже, в год сорокалетия Победы, в Тацинке вновь использовали сценарий Синельниковой – снова пустили по улицам танковую колонну, и женщины в трауре пронесли портреты погибших.

А тюменский пенсионер Геннадий Иванов, теперь общепризнанный автор идеи Бессмертного полка, как-то позвонил Юлии Григорьевне. Говорил, что чувствует себя неловко, что очень хочет встретиться и переговорить… Впрочем, встреча так и не состоялась. Синельникова обиды не держит: главное, идея живет. А уж кому она пришла в голову раньше, кому – позже, какая разница:
– Главное, чтобы память не прерывалась, чтобы молодые знали историю своей страны, своего народа.
И все-таки, справедливости ради надо вспоминать и о том, что первым человеком, который решил пригласить на праздник Победы ее погибших солдат, была ростовский режиссер Юлия Григорьевна Синельникова.
Видео Владимира Апарина

