Дата публикации:
30 апр 2023 г.
В 1605 году Англию потряс Пороховой заговор с попыткой покушения на короля Якова 1 и жестокой казнью заговорщиков. Исследователи Шекспира не без основания полагают, что «Макбет» родился не без влияния этого события. Фабулу трагедии составляет цепь интриг и убийств.
1500
Свою версию шекспировской пьесы представил Таганрогский театр им. А.П.Чехова. Режиссер Анна Фекета (она же и хореограф спектакля) адаптировала знаменитый текст, используя и другие сочинения Шекспира: «Ричард II», «Кориолан», «Отелло», а главное – переосмыслила фигуру Макбета, вошедшую в сознание тех, кто знаком с этой историей, со знаком «минус».
Ничего странного: выводы предшественников нередко пересматриваются и отметаются. Сегодня можно прочесть о том, что Сальери не травил Моцарта, и вот теперь Анна Фекета, опираясь на исторические источники, приходит к выводу, что Макбет преступно заклеймен: не был он ни тираном, ни убийцей. И в спектакле он предстает перед нами человеком глубоко страдающим, бессильным противостоять концентрированному злу (в этой роли – Сергей Герт). А называется спектакль «Макбет.net», и в данном случае уместно трактовать это «net» как западню, ловушку, в которую попал предводитель королевского войска.
Строго говоря, он не главный герой сценической истории. Свою значительную роль тут играют безымянные и безмолвные «солдаты тьмы», каратели на службе у любого заговорщика. Они идеально вписываются в пространство, ограниченное цепью металлических дверей, напоминающих лифтовые (художник Александр Неделько). Персонажи входят через них; одна из дверей, распахнувшись, становится склепом, где упокоена убитая жена Макбета, и он, потрясенный, молча преклонит колена перед этим скорбным местом.
Здесь нет ни сантиметра жилого пространства, и когда убивают семейства Банко и Макдуфа, их обнаруживают словно на голой земле, беззащитными, застигнутыми врасплох.
Режиссер соединяет времена, в которые за четыре столетия мало что изменилось, и борьба за власть так же кровава. Изменились лишь технологии, вот они тут и явлены в соответствии с реалиями нынешнего дня: офицер Сейтон стал военным корреспондентом, шотландский дворянин Леннокс – шоуменом, ведьмы – girls, сопровождающими события и на телеэкране, и в жизни.
Фигура Леннокса решена и сыграна Александром Ковалем так, что естественно извлекает из памяти неотразимого Джоэла Грея в роли церемониймейстера Эмена (легендарное «Кабаре» Боба Фосса). Такой же агрессивный напор, такая же уверенность в праве клеймить с экрана на всю страну кандидата, который сегодня в опале. А завтрашний лузер будет смят и растоптан с таким же энтузиазмом. Леннокс, ведущий свою роль с эстрадно-цирковой лихостью, понимает цену влияния на умы той телесилы, которая за ним стоит, и упивается ею.
И, пожалуй, самый устрашающий персонаж в этой истории – Малькольм, рвущийся к власти и добившийся ее. Алексей Алексеев играет молодого гопника нынешних времен: его облик и манеры не оставляют в том сомнений. И во главе с таким человеком стране, понятное дело, ничего хорошего ждать не следует. А думают ли о стране те, что плетут сети, убивают, взбираются на трон, – вот вопрос, на который будет только один ответ: нет. Net…
Фото из архива театра
Ничего странного: выводы предшественников нередко пересматриваются и отметаются. Сегодня можно прочесть о том, что Сальери не травил Моцарта, и вот теперь Анна Фекета, опираясь на исторические источники, приходит к выводу, что Макбет преступно заклеймен: не был он ни тираном, ни убийцей. И в спектакле он предстает перед нами человеком глубоко страдающим, бессильным противостоять концентрированному злу (в этой роли – Сергей Герт). А называется спектакль «Макбет.net», и в данном случае уместно трактовать это «net» как западню, ловушку, в которую попал предводитель королевского войска.
Строго говоря, он не главный герой сценической истории. Свою значительную роль тут играют безымянные и безмолвные «солдаты тьмы», каратели на службе у любого заговорщика. Они идеально вписываются в пространство, ограниченное цепью металлических дверей, напоминающих лифтовые (художник Александр Неделько). Персонажи входят через них; одна из дверей, распахнувшись, становится склепом, где упокоена убитая жена Макбета, и он, потрясенный, молча преклонит колена перед этим скорбным местом.
Здесь нет ни сантиметра жилого пространства, и когда убивают семейства Банко и Макдуфа, их обнаруживают словно на голой земле, беззащитными, застигнутыми врасплох.
Режиссер соединяет времена, в которые за четыре столетия мало что изменилось, и борьба за власть так же кровава. Изменились лишь технологии, вот они тут и явлены в соответствии с реалиями нынешнего дня: офицер Сейтон стал военным корреспондентом, шотландский дворянин Леннокс – шоуменом, ведьмы – girls, сопровождающими события и на телеэкране, и в жизни.
Фигура Леннокса решена и сыграна Александром Ковалем так, что естественно извлекает из памяти неотразимого Джоэла Грея в роли церемониймейстера Эмена (легендарное «Кабаре» Боба Фосса). Такой же агрессивный напор, такая же уверенность в праве клеймить с экрана на всю страну кандидата, который сегодня в опале. А завтрашний лузер будет смят и растоптан с таким же энтузиазмом. Леннокс, ведущий свою роль с эстрадно-цирковой лихостью, понимает цену влияния на умы той телесилы, которая за ним стоит, и упивается ею.
И, пожалуй, самый устрашающий персонаж в этой истории – Малькольм, рвущийся к власти и добившийся ее. Алексей Алексеев играет молодого гопника нынешних времен: его облик и манеры не оставляют в том сомнений. И во главе с таким человеком стране, понятное дело, ничего хорошего ждать не следует. А думают ли о стране те, что плетут сети, убивают, взбираются на трон, – вот вопрос, на который будет только один ответ: нет. Net…
Фото из архива театра