Экранизация книг всегда вызывала интерес у читателей и зрителей. В современном мире связь двух важнейших из искусств – кинематографа и литературы – ощущается еще сильнее. Нередко выход фильма является толчком к прочтению книги и наоборот. В нашей рубрике «Кино и книги» – сокращенно «КиК» – будем говорить об экранизации текстов разных лет. Присоединяйтесь!
Дина Рубина «Любка»
Дина Рубина пишет давно и успешно. У нее армия читателей, которые не пропускают ни одной новой книги. Особенно среди тех, чье взросление по времени пришлось на 60-70-е годы. В книгах Дины Рубиной они имеют возможность будто со стороны посмотреть на себя и то время.
Произведения писательницы, которая уже три десятка лет живет в Израиле, не раз экранизировались. Но автор считает, что ее прозу нужно именно читать. Авторскую интонацию сложно передать и перенести на экран или сцену.
Несколько раз Дина Рубина пробовала выступать сценаристом к фильмам по своим книгам, но все равно вынуждена была признать - кино соверешенно другой вид искусства, в котором произведение претерпевает огромные изменения.
«Любка» - фильм режиссера Станислава Митина, где сценаристом выступила Дина Рубина. Наверно, поэтому разрыв между повестью и фильмом минимизирован, насколько это возможно.
Сюжет разворачивается в начале 50-х годов. Любке - семь лет, она живет среди уличных воров и однажды на вокзале отвлекает внимание богатой семьи с хорошо одетой девочкой, у которой крадут чемодан.
Спустя годы судьба вновь сталкивает двух повзрослевших девочек в уральском городке. Одна - врач, Ирина Михайловна, с 8-месячной дочкой на руках, вторая - бывшая заключенная, Любка...
«Незаметно выяснилось, что в жизни Любка разбирается лучше Ирины Михайловны и уж гораздо толковее обращается с деньгами: знает, на что и когда потратить, а когда и придержать».
«От нее веяло гордой бездомностью».
«Время от времени он возвращался к ней навсегда».
Хейден Эррера «Фрида. Биография Фриды Кало».
История жизни мексиканки Фриды Кало, родившейся в 1907 году, это уже готовая книга и фильм. В шестилетнем возрасте заболела полиомиелитом, после чего одна нога стала тоньше другой, в 16 лет, во время аварии автобуса сломала позвоночник, а поручень проткнул ей живот. В 20 лет вышла замуж за известного мексиканского художника-коммуниста и ловеласа Диего Ривера. Тот умудрился изменить Фриде с ее родной сестрой.
Но как художник был настолько почитаем и известен, что несмотря на диаметрально противоположную идеологию, его приглашали творить в Америку Форд и Рокфеллеры.
Жизнь постепенно повернулась так, что Фрида Кало затмила его своей известностью не только как художница, научившаяся рисовать в тот период, когда была прикована к постели, но и как незаурядная личность.
Она выражалась и мыслила очень прямолинейно, курила сигару, имела роман-"четырехугольник" с революционером Львом Троцким, который после изгнания из России жил с женой в доме Диего и Фриды.
Известно, что на главную роль в фильме претендовала Мадонна, но получила отказ. Актриса Сальма Хайек выдвигалась на премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
Акцент в фильме смещен на бурлящие непростые взаимоотношения Фриды и Диего. Про становление Фриды-художницы здесь немного.
Впрочем, наверно, это и объяснимо. Именно личная история сделала Фриду не просто знаменитой, а целым торговым брендом, под которым сейчас выпускаются различные товары. В основе - визуальный образ Фриды, которая рисовала преимущественно себя.
После издания в 1983 году книги Хейден Эрреры было понятно, что экранизация - лишь дело времени.
«В конце концов мы можем вынести гораздо больше, чем мы думаем».
«Ноги, зачем вы мне, когда у меня есть крылья».