Дата публикации:
24 мая 2023 г.
Это – часть проекта «Этнокультурный конкурсный марафон» объединения «150 культур Дона», который получил грантовую поддержку Агентства развития гражданских инициатив Ростовской области.
1834
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
Зарегистрировали «150 культур Дона» три года назад, но и до юридического оформления организация работала в области этнокультурного образования и успела занять в этой области лидирующие позиции. Свой опыт, наработки, методические консультации специалисты объединения размещали в своем сообществе «Вконтакте» – ими пользуются все желающие.
В этом году благодаря гранту удалось привлечь к проекту новых, самых маленьких участников – детские сады. Уже получен очень важный результат: удалось объединить самых разных людей общим делом. Теперь детские сады, школы, учреждения культуры, специалисты-этнографы, НКО работают на главный результат: создание методической основы этнокультурного образования, а «150 культур Дона» координирует эту большую работу.
Школа волшебников «Летучий корабль» показала сказку «Гуси-лебеди», в которой приняли участие и зрители.
«Сохранение этнокультурного наследия» – согласитесь, звучит очень серьезно. И причем же здесь детские сады и начальная школа?
– У всех наших наработок есть конкретный адресат: дети. Нематериальное культурное наследие – это ведь и колыбельная, и детские потешки, и игры, которым сотни лет. Они живут веками, передаются из поколения в поколение. Должны передаваться, – говорит Ирина Черкашина, директор «150 культур Дона» (она же – автор проекта «Этнокультурный конкурсный марафон 150 культур Дона»). – Нашими союзниками становятся директора школ, учителя, которым это интересно. Мы обращаемся к национально-культурным ассоциациям: поделитесь своим богатством – народными песнями, играми, расскажите об обычаях. Наши дети должны знать, как прекрасен и разнообразен мир, в котором мы живем. Что он состоит из множества равноправных народов – больших и малых. Мы убедились: очень многим людям близки эти идеи. И они ищут пути их воплощения.
В Сальском районе педагог Наталья Кохан с работниками Дома культуры и учителями школы № 84 создала в поселке «Сеятель» сообщество заинтересованных людей, готовых вместе с детьми познавать культуру, обычаи и традиции разных народов. Родители помогают детям и шить национальные костюмы к выступлениям, и организуют поездки для участия в концертах. Помогают сообществу и односельчане, у которых дети давно выросли.
А ведь толчком к созданию этнокультурной сети в Сальском районе Натальей Кохан стало ее знакомство с опытом работы объединения «150 культур Дона».
Русский хоровод в парке Н. Островского 29 апреля завела Светлана Лещенко.
Такие же сообщества появляются и в других районах области, в самых отдаленных ее уголках. Например, Верхнесоленовская средняя школа Веселовского района в свое время стала одной из первых, кто заинтересовался методиками, которые внедряло объединение «150 культур Дона». И по сей день педагоги, школьники и их родители при поддержке директора школы Ольги Григорьевны Вандюк активно участвуют во всех конкурсах и фестивалях.
Есть они и среди участников фестиваля фольклора «Многонациональное творческое детство Дона».
На его открытии в Донской публичной библиотеке выступил ансамбль «Визаж» из Верхнесоленовской школы под руководством Юлии Жмыховой с песней «Выйду на улицу». Ученики ростовской школы № 24 показали композицию «Посиделки у плетня» по мотивам казачьего фольклора. Белорусскую песню «Косив Ясь конюшину» исполнил ансамбль «Славяночка» школы №5 города Батайска (руководитель – Алла Ивахненко). Танцевальный ансамбль «Виват» школы № 111 Ростова-на-Дону показал корейский танец «Бабочки».
– Открытие фестиваля еще раз подтвердило, что этнокультурные связи работают на благополучие общества, укрепляют человеческие отношения, сохраняют ценности народных традиций, – подчеркивает старший преподаватель кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Наталья Григорьевна Черноиванова. – И в обществе есть четкое понимание этого, есть стремление сохранить богатство национального своеобразия и передать детям.
На концерте в честь открытия фестиваля исполняли песни и танцы разных народов – не только России, но и стран СНГ. Для старшего поколения, воспитанного при СССР, такие концерты – обычное явление. А для современных детей, которые растут в иных реалиях, – все было необычным и новым. Поэтому нужна система воспитания этнокультуры у детей.
– Мы создаем методику: как дойти до сердца ребенка, чтобы он понял, что этносы – это то, что дано человеку природой, что менталитет каждого народа формировался не веками даже, а тысячелетиями. И надо учиться понимать разные этносы, знать традиции народов и уважительно относиться к их культуре. Этот принцип лежит в основе всех наших мероприятий, – подчеркивает Ирина Черкашина. – Народную культуру нужно воспринимать душой. Не зря ведь мамы и бабушки всегда пели младенцам свои колыбельные, которые сочинял каждый народ. И выросшие дети запоминали это навсегда, потом пели своим детям и внукам. А сейчас дети засыпают под шлягеры, и это печально. Культуру колыбельных и потешек для детей надо возрождать. Зачем каждому ребенку своя колыбельная, которую поет мама? Да затем, что это и есть тот самый талисман – хранитель от бед. Просто многие этого не знают…
К сожалению, многим детям не рассказывают сказки, а в них ведь тоже заложен великий смысл и мудрость. И было очень здорово, когда директор зоопарка Юлия Сергеевна Соболева подключилась к фестивалю, а сотрудники зоопарка провели для его участников интереснейшую экскурсию. Дети, да и взрослые узнали о том, что в характерах и нравах героев русских народных сказок – волка, лисы, зайца, ежа – соответствует их поведению в природе, а что – нет.
В своей группе в социальной сети «Вконтакте» организаторы проекта выкладывают всю информацию о проведенных мероприятиях, фотографии, материалы. Все, кому это интересно, наработками пользуются. Если возникают вопросы – люди пишут, звонят, выходят на прямой контакт. Все вместе ищут ответы на сложные вопросы.
Торжественное закрытие фестиваля «Многонациональное творческое детство Дона» пройдет 1 июня, в Международный день защиты детей. Объединение «150 культур Дона» приглашает всех желающих в Парк 1 мая на большой гала-концерт. Его участники порадуют зрителей прекрасными народными песнями и танцами, красивыми костюмами. А главное – удивительной атмосферой единства и дружбы.
Во время экскурсии в зоопарк дети, да и взрослые узнали о том, что в характерах и нравах героев русских народных сказок – волка, лисы, зайца, ежа – соответствует их поведению в природе, а что – нет.
В этом году благодаря гранту удалось привлечь к проекту новых, самых маленьких участников – детские сады. Уже получен очень важный результат: удалось объединить самых разных людей общим делом. Теперь детские сады, школы, учреждения культуры, специалисты-этнографы, НКО работают на главный результат: создание методической основы этнокультурного образования, а «150 культур Дона» координирует эту большую работу.
Школа волшебников «Летучий корабль» показала сказку «Гуси-лебеди», в которой приняли участие и зрители.
«Сохранение этнокультурного наследия» – согласитесь, звучит очень серьезно. И причем же здесь детские сады и начальная школа?
– У всех наших наработок есть конкретный адресат: дети. Нематериальное культурное наследие – это ведь и колыбельная, и детские потешки, и игры, которым сотни лет. Они живут веками, передаются из поколения в поколение. Должны передаваться, – говорит Ирина Черкашина, директор «150 культур Дона» (она же – автор проекта «Этнокультурный конкурсный марафон 150 культур Дона»). – Нашими союзниками становятся директора школ, учителя, которым это интересно. Мы обращаемся к национально-культурным ассоциациям: поделитесь своим богатством – народными песнями, играми, расскажите об обычаях. Наши дети должны знать, как прекрасен и разнообразен мир, в котором мы живем. Что он состоит из множества равноправных народов – больших и малых. Мы убедились: очень многим людям близки эти идеи. И они ищут пути их воплощения.
В Сальском районе педагог Наталья Кохан с работниками Дома культуры и учителями школы № 84 создала в поселке «Сеятель» сообщество заинтересованных людей, готовых вместе с детьми познавать культуру, обычаи и традиции разных народов. Родители помогают детям и шить национальные костюмы к выступлениям, и организуют поездки для участия в концертах. Помогают сообществу и односельчане, у которых дети давно выросли.
А ведь толчком к созданию этнокультурной сети в Сальском районе Натальей Кохан стало ее знакомство с опытом работы объединения «150 культур Дона».
Русский хоровод в парке Н. Островского 29 апреля завела Светлана Лещенко.
Такие же сообщества появляются и в других районах области, в самых отдаленных ее уголках. Например, Верхнесоленовская средняя школа Веселовского района в свое время стала одной из первых, кто заинтересовался методиками, которые внедряло объединение «150 культур Дона». И по сей день педагоги, школьники и их родители при поддержке директора школы Ольги Григорьевны Вандюк активно участвуют во всех конкурсах и фестивалях.
Есть они и среди участников фестиваля фольклора «Многонациональное творческое детство Дона».
На его открытии в Донской публичной библиотеке выступил ансамбль «Визаж» из Верхнесоленовской школы под руководством Юлии Жмыховой с песней «Выйду на улицу». Ученики ростовской школы № 24 показали композицию «Посиделки у плетня» по мотивам казачьего фольклора. Белорусскую песню «Косив Ясь конюшину» исполнил ансамбль «Славяночка» школы №5 города Батайска (руководитель – Алла Ивахненко). Танцевальный ансамбль «Виват» школы № 111 Ростова-на-Дону показал корейский танец «Бабочки».
– Открытие фестиваля еще раз подтвердило, что этнокультурные связи работают на благополучие общества, укрепляют человеческие отношения, сохраняют ценности народных традиций, – подчеркивает старший преподаватель кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Наталья Григорьевна Черноиванова. – И в обществе есть четкое понимание этого, есть стремление сохранить богатство национального своеобразия и передать детям.
На концерте в честь открытия фестиваля исполняли песни и танцы разных народов – не только России, но и стран СНГ. Для старшего поколения, воспитанного при СССР, такие концерты – обычное явление. А для современных детей, которые растут в иных реалиях, – все было необычным и новым. Поэтому нужна система воспитания этнокультуры у детей.
– Мы создаем методику: как дойти до сердца ребенка, чтобы он понял, что этносы – это то, что дано человеку природой, что менталитет каждого народа формировался не веками даже, а тысячелетиями. И надо учиться понимать разные этносы, знать традиции народов и уважительно относиться к их культуре. Этот принцип лежит в основе всех наших мероприятий, – подчеркивает Ирина Черкашина. – Народную культуру нужно воспринимать душой. Не зря ведь мамы и бабушки всегда пели младенцам свои колыбельные, которые сочинял каждый народ. И выросшие дети запоминали это навсегда, потом пели своим детям и внукам. А сейчас дети засыпают под шлягеры, и это печально. Культуру колыбельных и потешек для детей надо возрождать. Зачем каждому ребенку своя колыбельная, которую поет мама? Да затем, что это и есть тот самый талисман – хранитель от бед. Просто многие этого не знают…
К сожалению, многим детям не рассказывают сказки, а в них ведь тоже заложен великий смысл и мудрость. И было очень здорово, когда директор зоопарка Юлия Сергеевна Соболева подключилась к фестивалю, а сотрудники зоопарка провели для его участников интереснейшую экскурсию. Дети, да и взрослые узнали о том, что в характерах и нравах героев русских народных сказок – волка, лисы, зайца, ежа – соответствует их поведению в природе, а что – нет.
В своей группе в социальной сети «Вконтакте» организаторы проекта выкладывают всю информацию о проведенных мероприятиях, фотографии, материалы. Все, кому это интересно, наработками пользуются. Если возникают вопросы – люди пишут, звонят, выходят на прямой контакт. Все вместе ищут ответы на сложные вопросы.
Торжественное закрытие фестиваля «Многонациональное творческое детство Дона» пройдет 1 июня, в Международный день защиты детей. Объединение «150 культур Дона» приглашает всех желающих в Парк 1 мая на большой гала-концерт. Его участники порадуют зрителей прекрасными народными песнями и танцами, красивыми костюмами. А главное – удивительной атмосферой единства и дружбы.
Во время экскурсии в зоопарк дети, да и взрослые узнали о том, что в характерах и нравах героев русских народных сказок – волка, лисы, зайца, ежа – соответствует их поведению в природе, а что – нет.