Дата публикации:
26 фев 2024 г.
Режиссер спектакля Богдан Петканин (он же автор пьесы)
1181
Фото/Видео: Людмила Фрейдлин
Скептики покривились, узнав, что я собираюсь на спектакль «Унесенные снегом»: мол, очередная новогодняя безделушка. Но, во-первых, не стоит заранее выставлять оценки. Во-вторых, поставленный к зимним праздникам, спектакль, в отличие от шоу, остался в репертуаре. А в-третьих и главных, Богдан Петканин сотрудничает с театром много лет, и те его спектакли, что я видела: «Абонент временно недоступен», «Ромео и Джульетта», «Доходное место», «Лес» – ни к каким безделушкам отношения не имеют, а напротив, серьезные работы.
А тут режиссер еще и пьесу написал. На мой вкус, поначалу довольно долго по сценическому времени действие топчется на месте, и вправду возникает подозрение, что зрительской радости уже не будет. Но потом определенно и нетривиально проявляются человеческие отношения, и за ними становится интересно наблюдать. Читаю в сети отклики на спектакль, и большинство рецензентов определяют его жанр как абсурдистскую комедию, однако приметы абсурда я вижу разве что в придуманных, не существующих в природе именах: Тратата, Нитонисё, Соньяк. Но разве менее смешны и нелепы имена жены чеховского чиновника «урожденной Ванценбах» (хоть и понятной Луизы) и сына Нафанаила («Толстый и тонкий»)? Ситуация-то вполне жизненная.
Поклонник «Трататашеньки», представляющий себя как судья Куку (Анатолий Запорожцев), принимает легкомысленную девицу (Юлия Кинеберг) за идеал, а ее хахалей – за врачевателей. Такая у него оптика. Задолго до него известный всему миру хитроумный идальго поступил так же: назначил прекрасной дамой простую деревенскую девушку, боролся с ветряными мельницами, корчму посчитал замком.
На мой индивидуальный взгляд, в спектакле обнаруживаются все признаки водевиля с его фирменным простодушием и комической серьезностью. А главный персонаж Куку, глуповато-восторженный и фатально невезучий, сильно смахивает на чаплинского бедолагу периода короткометражек. Даже остальные типы, далеко не безупречные по именам и поступкам, никак не могут привыкнуть к его имени, всякий раз переспрашивая, когда он стучится к ним со своими неизбывными проблемами.
Он придумывает ответную любовь вопреки очевидному, благодарит нахальных типов за участие к своей Тратата. Строго говоря, он никакой не судья и скорее всего вообще не у дел, коли день и ночь дежурит под дверьми красотки. Видимо, с судьбой у него полное ку-ку. А она ведь тоже придумывает себе биографию, и наряды (работа художника по костюмам Натальи Пальшковой), в которых она выходит из дома, помогают ей создавать все новый и новый облик, демонстрировать успех, словно у нее одно лишь занятие – порхать по жизни. А упертый Куку у нее по субботам, в восемь вечера: для разнообразия, что ли, или из жалости… Дождавшись ее в очередной раз, он накидывает ей на плечи свой пиджак, который так и остается в его руках, а она всегда уходит, будто не замечает этого жеста.
И одно лишь занятие у супружеской пары: бранчливой командирши Нитонисё (Ольга Васильева) и уморительного меланхолика Соньяка (Артем Шкрабак) – она требует чаю в постель, он подает. При этом она очень устает. Казалось, беспредельно терпеливый, он вдруг уходит, забираясь от нее повыше (на галерку, в компании с собутыльниками). И тут выясняется, что, существуя тоскливо, ни в грош не ценя свою вторую половину, раздражаясь по пустякам, тетка-распустеха искренне привязана к этому всегда невозмутимому человеку. Теперь уязвлена, повержена: как же так, только поженились (всего 26 лет назад) – и уже разводиться?
Ну что скажете: ведь стопроцентно реальный сюжет! И снова в помощь этому аргументу возьму пример хоть и иного художественного ряда (потрясающая драма), но подтверждающий абсолютную жизненность ситуации – фильм 1971 года «Кот» с великими актерами Жаном Габеном и Симоной Синьоре. К старости, исчерпав любовь, место которой в их душах заняла лютая ненависть, супруги живут как два врага под одной крышей и не разговаривают друг с другом. Но когда она умирает, он вслед за ней добровольно уходит из жизни. Беда, оказывается, способна перевернуть очерствевшую душу.
А наши герои, кажется, начали новую жизнь, и знаком ее становится выезд Соньяка с детской коляской. И Тратата, нагулявшись и заработав тумаков от одного из ухажеров, наконец оценила преданность вроде ничем не привлекательного человека, который, когда бы она ни уходила или приходила, он всегда у ее двери и так отчаянно хочет, чтобы каждый день был субботой. И теперь пиджак влюбленного Куку остался на ее плечах. Правда, за снегом не разглядеть, вместе ли они ушли, но уже все не так безнадежно.
А теперь цитата из К. С. Станиславского, полностью приложимая к «Унесенным снегом»: «Мир водевиля – это совершенно реальный мир, но необыкновенные происшествия случаются в нем на каждом шагу. Жизнь в водевиле течет по всем законам логики и психологии... Персонажи водевиля очень жизненны и просты. Ни в коем случае не надо их считать, как это принято, какими– то «странными» людьми. Наоборот, это самые обыкновенные люди. Их особенность – это то, что они абсолютно во все верят...»
А тут режиссер еще и пьесу написал. На мой вкус, поначалу довольно долго по сценическому времени действие топчется на месте, и вправду возникает подозрение, что зрительской радости уже не будет. Но потом определенно и нетривиально проявляются человеческие отношения, и за ними становится интересно наблюдать. Читаю в сети отклики на спектакль, и большинство рецензентов определяют его жанр как абсурдистскую комедию, однако приметы абсурда я вижу разве что в придуманных, не существующих в природе именах: Тратата, Нитонисё, Соньяк. Но разве менее смешны и нелепы имена жены чеховского чиновника «урожденной Ванценбах» (хоть и понятной Луизы) и сына Нафанаила («Толстый и тонкий»)? Ситуация-то вполне жизненная.
Поклонник «Трататашеньки», представляющий себя как судья Куку (Анатолий Запорожцев), принимает легкомысленную девицу (Юлия Кинеберг) за идеал, а ее хахалей – за врачевателей. Такая у него оптика. Задолго до него известный всему миру хитроумный идальго поступил так же: назначил прекрасной дамой простую деревенскую девушку, боролся с ветряными мельницами, корчму посчитал замком.
На мой индивидуальный взгляд, в спектакле обнаруживаются все признаки водевиля с его фирменным простодушием и комической серьезностью. А главный персонаж Куку, глуповато-восторженный и фатально невезучий, сильно смахивает на чаплинского бедолагу периода короткометражек. Даже остальные типы, далеко не безупречные по именам и поступкам, никак не могут привыкнуть к его имени, всякий раз переспрашивая, когда он стучится к ним со своими неизбывными проблемами.
Он придумывает ответную любовь вопреки очевидному, благодарит нахальных типов за участие к своей Тратата. Строго говоря, он никакой не судья и скорее всего вообще не у дел, коли день и ночь дежурит под дверьми красотки. Видимо, с судьбой у него полное ку-ку. А она ведь тоже придумывает себе биографию, и наряды (работа художника по костюмам Натальи Пальшковой), в которых она выходит из дома, помогают ей создавать все новый и новый облик, демонстрировать успех, словно у нее одно лишь занятие – порхать по жизни. А упертый Куку у нее по субботам, в восемь вечера: для разнообразия, что ли, или из жалости… Дождавшись ее в очередной раз, он накидывает ей на плечи свой пиджак, который так и остается в его руках, а она всегда уходит, будто не замечает этого жеста.
И одно лишь занятие у супружеской пары: бранчливой командирши Нитонисё (Ольга Васильева) и уморительного меланхолика Соньяка (Артем Шкрабак) – она требует чаю в постель, он подает. При этом она очень устает. Казалось, беспредельно терпеливый, он вдруг уходит, забираясь от нее повыше (на галерку, в компании с собутыльниками). И тут выясняется, что, существуя тоскливо, ни в грош не ценя свою вторую половину, раздражаясь по пустякам, тетка-распустеха искренне привязана к этому всегда невозмутимому человеку. Теперь уязвлена, повержена: как же так, только поженились (всего 26 лет назад) – и уже разводиться?
Ну что скажете: ведь стопроцентно реальный сюжет! И снова в помощь этому аргументу возьму пример хоть и иного художественного ряда (потрясающая драма), но подтверждающий абсолютную жизненность ситуации – фильм 1971 года «Кот» с великими актерами Жаном Габеном и Симоной Синьоре. К старости, исчерпав любовь, место которой в их душах заняла лютая ненависть, супруги живут как два врага под одной крышей и не разговаривают друг с другом. Но когда она умирает, он вслед за ней добровольно уходит из жизни. Беда, оказывается, способна перевернуть очерствевшую душу.
А наши герои, кажется, начали новую жизнь, и знаком ее становится выезд Соньяка с детской коляской. И Тратата, нагулявшись и заработав тумаков от одного из ухажеров, наконец оценила преданность вроде ничем не привлекательного человека, который, когда бы она ни уходила или приходила, он всегда у ее двери и так отчаянно хочет, чтобы каждый день был субботой. И теперь пиджак влюбленного Куку остался на ее плечах. Правда, за снегом не разглядеть, вместе ли они ушли, но уже все не так безнадежно.
А теперь цитата из К. С. Станиславского, полностью приложимая к «Унесенным снегом»: «Мир водевиля – это совершенно реальный мир, но необыкновенные происшествия случаются в нем на каждом шагу. Жизнь в водевиле течет по всем законам логики и психологии... Персонажи водевиля очень жизненны и просты. Ни в коем случае не надо их считать, как это принято, какими– то «странными» людьми. Наоборот, это самые обыкновенные люди. Их особенность – это то, что они абсолютно во все верят...»