Дата публикации:
12 мар 2024 г.
В Ростовском театре драмы им. Максима Горького состоялась премьера спектакля «Сестра, подруга и жена» по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» в режиссуре Родиона Овчинникова и сценографии Бориса Шлямина.
1227
Фото/Видео: Людмила Фрейдлин
По моему разумению, эта пьеса исключает интерпретации ввиду строгой определённости сюжетной линии и безусловности характеров (хотя вовсе не простых). Может быть, потому, что автор уведомил будущих зрителей о том, что рассказал историю собственной семьи и дал персонажам подлинные имена своих бабушек и дедушек. А может быть, потому, что в год Великой Отечественной вся страна жила так, как эти люди из далекой уральской деревни. Тут, пожалуй, важна форма, в которую впечатана суровая история.
Я воспринимаю ее как сказ о деревенских жителях, несущих груз эпохи на своих плечах. В такую жанровую конструкцию органично вплетается старинная песня «Да приехал мой миленький с поля». Я в донских селах слышала выражение «скричать песню». Этот предельный эмоциональный накал был и здесь к месту. Наверное, невозможно петь в иной манере, если в спектакле звучит «Священная война», мощь которой бередит душу и сегодня. Что уж говорить о каждом человеке в стране, которому она была адресована в начале войны.
Актеры играют жизнь на миру, где все про всех известно, и быт людей аскетически прост: в одном углу — некрашеный стол со скамьей да табуретками, в другом будет жилище милиционера Римаса (Артур Войцеховский) с кроватью-одинаркой, а по центру — помост: главная деревенская улица, а точнее — пятачок, где непременна встреча всех со всеми. Важный предмет сценографии — пилорама. Тут не только пилят доски для общих нужд; сооружение отделяет этот мир от того, жестокого, где идет война. Туда, в дорогу, пылающую красным заревом, уходят добровольцами Петр с Иваном (Вячеслав Огир и Никита Петров). Этим же путем через восемь лет вернется в деревню Иван.
Селяне живут по совести — это их главное свойство, а потому верность у них в крови. Отец трех героинь пьесы не вернулся с германской войны, а как жене сказали, что уже не дождется его, она и упала замертво. Когда же муж Софьи (Екатерина Березина.) Петр погиб на Второй мировой, она тоже ни минуты больше жить не смогла. Но не покинули они навсегда своей деревни, и когда их родные за столом снова сидели, они тихо, рядышком, в венках, не замеченные ни одной живой душой, прошли знакомой тропой и скрылись за нею.
Быт у сестер Анны, Софьи и Александры был нелегкий, скудный. В серых бесформенных платьях они, кажется, ни на какую радость и не рассчитывали. Страстный монолог Анны (Анастасия Голотвина) о том, как она, совсем девчонкой, оставшись без родителей, тяжко трудилась рядом с мужиками и Петру с Иваном «жен вырастила»: то есть своих младших сестер, – дает полное представление о тех немилосердных годах. Быт скудный, а жизнь сердца – полная: и любили преданно, и норов проявляли, и насмешками друг друга испытывали.
Спектакль ростовчан — это не реконструкция деревенской жизни 80-летней давности, а история человеческих судеб, увиденная глазами молодых актеров нынешнего столетия. Это их понимание той эпохи и дань безмерного уважения к людям, достойно прожившим жизнь, которая им выпала. К людям, не посторонним и для нас.
Я воспринимаю ее как сказ о деревенских жителях, несущих груз эпохи на своих плечах. В такую жанровую конструкцию органично вплетается старинная песня «Да приехал мой миленький с поля». Я в донских селах слышала выражение «скричать песню». Этот предельный эмоциональный накал был и здесь к месту. Наверное, невозможно петь в иной манере, если в спектакле звучит «Священная война», мощь которой бередит душу и сегодня. Что уж говорить о каждом человеке в стране, которому она была адресована в начале войны.
Актеры играют жизнь на миру, где все про всех известно, и быт людей аскетически прост: в одном углу — некрашеный стол со скамьей да табуретками, в другом будет жилище милиционера Римаса (Артур Войцеховский) с кроватью-одинаркой, а по центру — помост: главная деревенская улица, а точнее — пятачок, где непременна встреча всех со всеми. Важный предмет сценографии — пилорама. Тут не только пилят доски для общих нужд; сооружение отделяет этот мир от того, жестокого, где идет война. Туда, в дорогу, пылающую красным заревом, уходят добровольцами Петр с Иваном (Вячеслав Огир и Никита Петров). Этим же путем через восемь лет вернется в деревню Иван.
Селяне живут по совести — это их главное свойство, а потому верность у них в крови. Отец трех героинь пьесы не вернулся с германской войны, а как жене сказали, что уже не дождется его, она и упала замертво. Когда же муж Софьи (Екатерина Березина.) Петр погиб на Второй мировой, она тоже ни минуты больше жить не смогла. Но не покинули они навсегда своей деревни, и когда их родные за столом снова сидели, они тихо, рядышком, в венках, не замеченные ни одной живой душой, прошли знакомой тропой и скрылись за нею.
Быт у сестер Анны, Софьи и Александры был нелегкий, скудный. В серых бесформенных платьях они, кажется, ни на какую радость и не рассчитывали. Страстный монолог Анны (Анастасия Голотвина) о том, как она, совсем девчонкой, оставшись без родителей, тяжко трудилась рядом с мужиками и Петру с Иваном «жен вырастила»: то есть своих младших сестер, – дает полное представление о тех немилосердных годах. Быт скудный, а жизнь сердца – полная: и любили преданно, и норов проявляли, и насмешками друг друга испытывали.
Не указанные в действующих лицах муж Анны Михаил и председатель колхоза Губарев присутствуют в истории как вполне очевидные фигуры. Изувеченный в гражданскую Михаил старался детей поднять, а когда сил не стало, покончил с собой, чтобы не быть обузой семье. А Губарев, замысливший Петра с Иваном гебистам сдать, тоже тип понятный, коль за ним даже бык Жорка гоняется, других людей не трогая.
Самая драматичная судьба постигла Ивана с Александрой (Юлия Кинеберг). Она уж решилась на новый брак с Римасом, да тут Иван объявился через столько лет... Через показное равнодушие прорывается ее душа к истине, к сознанию того, что вина Ивана — это беды, упавшие на человека, хлебнувшего военного лиха.
Спектакль ростовчан — это не реконструкция деревенской жизни 80-летней давности, а история человеческих судеб, увиденная глазами молодых актеров нынешнего столетия. Это их понимание той эпохи и дань безмерного уважения к людям, достойно прожившим жизнь, которая им выпала. К людям, не посторонним и для нас.