Дата публикации:
6 апр 2024 г.
Экранизация книг всегда вызывала интерес у читателей и зрителей. В современном мире связь двух важнейших искусств – кинематографа и литературы – ощущается еще сильнее.
969
Эрнст Теодор Амадей Гофман «Сказки»
В российском прокате – премьера фильма «Сказки Гофмана». Название может запросто ввести зрителя в заблуждение насчет жанра, сюжета и времени действия. Посмотрев картину режиссера Тины Баркалая, сразу предупреждаю – это не экранизация сказок немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Это современная трагикомедия с рекомендуемой возрастной планкой 16+.
Действие разворачивается в конце 90-х годов в столице России. Москвичка Надежда Страхова – «серая мышка», которая неприметно одевается и также себя ведет: за все извиняется и избегает людей. Надежду не любит муж Виталий, который женился на ней из-за прописки. Она безропотно работает за них двоих на двух работах – в библиотеке и в театральном гардеробе, где, собственно, ее красивые руки, подающие пальто, и приметил ассистент режиссера Гарик, которому как раз срочно такие нужны для крупного плана.
С этого постепенно начинается вхождение Надежды в новую жизнь. Ее руки становятся «звездными» и «золотыми» – все чаще появляются в фильмах и в рекламе, а еще зарабатывают доллары, которые она безропотно отдает Виталику, мечтающему купить иномарку.
Вполне естественно, что зрители, приученные современными киносказками к феерическим концом, где героини кардинально преображают себя и свою жизнь, ждут примерно того же от «Сказок Гофмана». Чтобы не раскрывать, чем же история закончилась, скажу так: финал удивит. Вполне закономерный вопрос: «А при чем здесь Гофман?» Главная героиня очень любит произведения этого писателя. Работая в библиотеке, по требованию начальства пытается найти «должника», который взял книгу сказок и не возвращает.
Кто читал сказки Гофмана («Щелкунчик или Мышиный король», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Золотой горшок» и др.), смогут заметить и более глубокую связь с этим фильмом.
У сказок Гофмана тоже нет стопроцентных чудо-решений всех проблем, они довольно грустные, их герои будто живут в двух мирах – реальном и придуманном, есть четкое разграничение на хороших и плохих персонажей.
Вот лишь несколько цитат из произведений Гофмана:
«Покидая на долгое время любимую женщину или дорогого друга, мы теряем их навсегда, потому что никогда при новом свидании не найдем ни себя, ни их похожими на то, чем мы были прежде».
«Такова уж наша природа – в темном уголке ведешь себя не так, как на людях. Впрочем, правилен и почерпнутый из житейского опыта принцип, что в мелочах рекомендуется быть честным!»
«Я полагаю, любое ограничение свободы, даже с целью предупредить злоупотребление ею, невыносимо, оно подавляет душу, ибо резко противоречит природе человека».
В одном из интервью режиссер Тина Баркалая призналась, что главная героиня Надежда – собирательный образ целого поколения. Сопоставив даты, понятно – поколения, рожденного в СССР: неприхотливого, привыкшего экономить и жить по принципу «надо».
Несомненно, фильм заставит задуматься о жизни. Но, по моему мнению, кинокартина скорее грустная, чем веселая, – вполне могут найтись несогласные. Во время просмотра почти никто в зале даже не хихикал, но две взрослые дамы рядом со мной заходились истеричным смехом.
Барбара Абель «Материнский инстинкт»
Еще одна весенняя премьера российского проката – фильм французского художника и оператора Бенуа Деломма «Материнский инстинкт», снятый по роману Барбары Абель «Инстинкт матери».Именно Бенуа Деломма был оператором таких фильмов, как «Вселенная Стивена Хокинга», «Великий», «Мальчик в полосатой пижаме» и др. И вот – достойный, на мой взгляд, режиссерский дебют, выдержанный в духе фильмов Хичкока. Действие происходит в 60-е годы в каком-то американском городке.
Так как это психологический триллер, не стану слишком вдаваться в подробности сюжета, дабы не исчезла интрига. Просто будьте готовы к неожиданному финалу. Кстати, в фильме Бенуа Деломма он не такой, как в книге Барбары Абель.
Начинается все со сцен счастливой, устроенной, обеспеченной жизни двух живущих по соседству семей. Постепенно напряжение начнет нарастать. «Точкой невозврата» станет несчастный случай с сыном семейной пары.
Идиллия дружбы двух женщин-домохозяек, которые до этого вместе отмечали праздники, по очереди забирали детей из школы, вдруг превращается в череду взаимных претензий и подозрений. В какой-то момент даже возникает вопрос: уж не сошла ли одна из них с ума?..
Противостояние бывших подруг еще больше подчеркивается таким режиссерским ходом, как концентрация внимания на диаметрально противоположном цвете волос, характере и прошлой профессиональной деятельности героинь.
Самоуверенная брюнетка Селин – бывшая медсестра. Без сожаления оставила работу, с удовольствием занимается домашними делами и воспитанием сына. Блондинка Элис окружает своего сына гиперопекой и при этом мечтает строить карьеру, вернувшись в журналистику.
Актрисы, сыгравшие главные роли, – оскароносные Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн – выступили и продюсерами фильма. Теперь это тренд в киноиндустрии (сериал «Большая маленькая ложь» Риз Уизерспун – Николь Кидман, драма «Май декабрь» Тодд Хейнс – Натали Портман).
«Какой путь между двумя точками самый короткий? Тот, который знаешь».
«Дружба – пища души, она оживляет сердце, поддерживает дух, наполняет нас радостью, надеждой и покоем».
«Бывает, что намеки причиняют больше боли, чем пощечины».
«Когда наши раны слишком глубоки, чтобы взвалить на себя чужую боль, мы прибегаем к избитым аргументам, позволяющим положить конец разговору».