Дата публикации:
3 мая 2024 г.
Свой юбилей отмечает Рафаиль Хайруллович Туишев.
857
В его послужном жизненном списке, наверное, самое часто встречающееся слово – «первый». Первый председатель ростовского джаз-клуба. Первый генеральный директор Торгово-промышленной палаты Ростовской области. Первый и единственный автор идеи, продюсер и организатор международного фестиваля «Джаз по-ростовски». Создатель первого варьете в Ростове и РОМА – Ростовской организации музыкальных ансамблей…
Мне почему-то кажется, что ЮНЕСКО немного ошиблась с датой, когда в ноябре 2011 года на своей Генеральной конференции назначила празднование Международного дня джаза на 30 апреля. Правильнее было бы отмечать его 1 мая, в день рождения Рафаиля Туишева. Потому что трудно найти человека более преданного этой музыке, стирающей границы между людьми и государствами.
В 1957 году в составе эстрадного оркестра при доме культуры профтехобразования Рафаиль Туишев стал участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. И там впервые вживую услышал выступление оркестра Олега Лундстрема, игру его солиста-саксофониста Игоря Лундстрема и влюбился в эту музыку.
Из-за травмы, полученной в юности, сам он профессиональным музыкантом не стал. На режимном предприятии, куда попал после училища, создал оркестр музыкантов-любителей.
Они много выступали с концертами по путевкам горкома комсомола, вели активную общественную работу.
В 1965 году возникла идея создания клуба по интересам, которую поддержал городской комитет комсомола. Так появился молодежный эстетический клуб «Радуга», где была секция джаза. Из нее в 1966 году и вырос Ростовский джаз-клуб.
Он занимался просвещением: встречи, лекции, концерты, приглашения в гости музыкантов из других городов, общение с такими же поклонниками джаза.
Потом была поездка на фестиваль «Таллин-67», организовал которую Рафаиль Туишев. Ростовские музыканты впервые оказались на выступлениях великих – Анатолия Кролла, Чарльза Ллойда, Кита Джаррета… Именно в Таллине прошло первое в истории совещание представителей молодежных джазовых клубов разных городов СССР. Это было толчком для развития джаза в стране.
Вместе с ростовским горкомом комсомола и советом дворца искусств ВТО джаз-клуб решил провести первый большой вечер джазовой музыки, посвященный 50-летию ВЛКСМ. Пригласили музыкантов из Воронежского джаз-клуба, из Донецка, Шахт, Таганрога. Туишев занимался организацией. За день до мероприятия в городском управлении культуры он сталкивается с инспектором по музыкальным школам и коллективам. Тот учиняет разнос и звонит в КГБ с заявлением, что товарищ Туишев «внедряет чуждое влияние буржуазной культуры».
Последствия начались сразу: в горкоме ВЛКСМ первый секретарь Владимир Быховенко сообщает: горком партии решил отменить мероприятие.
Как?! Музыканты уже едут из других городов за собственный счет. Билеты все розданы, зритель ждет…
Туишеву удается убедить Быховенко: тот идет в горком партии и берет ответственность на себя. Концерт будет… Но за час до начала в зале появляется комиссия с желанием предварительно прослушать программу коллективов перед выступлением.
Ким Назаретов и Рафаиль Туишев. Поездка на фестиваль «Весна-76», организованная для биг-бенда Рафаилем Туишевым, открыла для советского джаза имя Кима Назаретова.
Туишев отказывает всемогущей комиссии, и та, услышав первые ноты концерта, объявляет все какофонией и в гневе удаляется. Успех был огромным…
Туишеву принадлежит фраза, с которой он обратился к музыкантам: «Ваше дело – сыграть достойно. Остальные проблемы – не ваши». Когда он брался за организацию поездок на фестивали, гастролей ростовских музыкантов, приглашал на концертные площадки области знаменитых исполнителей джаза мирового уровня, все проблемы – оплата проезда и гонорара, концертные площадки и ночлег, питание, разрешения на выезд и въезд, да и масса других крупных и мелких вопросов – становились сферой ответственности Туишева.
Выступление ростовчанки Татьяны Тумбуловой стало первым в СССР выходом на сцену женщины-пианистка на джазовом фестивале.
Именно он вывозил ростовский джаз на фестиваль в Куйбышев, где выступила первая в СССР джазовая пианистка ростовчанка Татьяна Тумбулова. Ростовский джаз приобретал популярность.
Устроителям IX традиционного фестиваля джазовой музыки «Весна-76» в Куйбышеве Рафаиль Туишев предложил организовать вечер ростовского джаза. Там должен был выступать квинтет варьете гостиницы «Интурист» (создал квинтет и руководил варьете Туишев) и биг-бенд Ростовского училища искусств.
За день до вылета на последней репетиции руководитель биг-бенда Ким Назаретов сказал Рафаилю Хайрулловичу, что оркестр поехать не сможет. Причина была простая: у нескольких музыкантов-студентов просто не было денег на билеты…
Туишев молниеносно нашел выход: пригласил пять музыкантов, которые работали в системе ресторанов, и потребовал профинансировать выезд биг-бенда. Гарантировал при этом, что затраченную сумму вернет. Откликнулись все, и никогда потом этот случай не обсуждался. Естественно, деньги вернули.
Туишев никогда и никого не подвел. Не сдержать слова немыслимо. Подвести невозможно. Сказано – сделано… Правильно говорят: первую половину жизни человек работает на свое имя, а вторую – имя работает на него.
…Подведение итогов куйбышевского фестиваля. За кулисами уже начали заполнять дипломы, вписывать фамилии лауреатов. И тут Туишев заявил: «Не спешите переводить бланки дипломов, сейчас начинают выступление ростовчане…» Владимир Фейертаг продолжал заполнять бланки, не реагируя на предупреждение. И в это время раздался вопль президента Куйбышевского джаз-клуба Льва Бекасова: «Послушайте, действительно звучит джаз!!!» Все ринулись в зал. Выступление оркестра училища искусств от первой до последней ноты было принято на ура. Чистота строя, яркие соло, красота импровизаций… Так для советского джаза был открыт биг-бенд Кима Назаретова.
31 декабря 1973 года «Черемушки» открывались для посетителей в 22 часа на всю ночь. Вечером в закрытый ресторан пришел первый секретарь обкома КПСС Иван Афанасьевич Бондаренко, попросил рассказать о программе, показать ресторан. Позже выяснилось, что обком партии готовил решение о создании концертно-развлекательной программы в ресторане гостиницы «Интурист». Туишеву предложили возглавить новый творческий коллектив.
Во время создания варьете пришлось столкнуться с серьезной проблемой. Все музыканты оркестров ресторанов и кафе целиком зависели от руководства этих ресторанов. Причем не только материально, но и творчески. Они числились в штатном расписании заведений общепита и должны были слушаться «хозяина». Репертуарная политика находилась в руках специалистов общепита и посетителей, что не могло не сказаться на творческой свободе музыканта.
Туишев решил освободить музыкантов от рабства. И в мае 1975 года было создано Ростовское объединение музыкальных ансамблей под эгидой управления культуры города. На работу в РОМА были приняты 26 ансамблей – это около 140 музыкантов. С кафе и ресторанами были заключены договора финансовых обязательств, музыканты стали получать деньги за использование собственных инструментов, аппаратуры, костюмов. Более того, они могли теперь вступать в жилищно-строительные кооперативы, а вопрос жилья тогда был очень острым.
Конечно, это решение не пришло просто и легко, пришлось повоевать. И вот тут помогла репутация Туишева. Он ведь умеет, когда надо, быть дипломатом, а когда надо – стоять, как скала. Надо для дела – схитрит, но никогда не обманет. И обязательно добьется цели.
1995 год. В Ростовской области проходит «Неделя Франции». Ее важным событием стал семинар «Оптимизация управления предприятием», куда ТПП пригласила более 60 предприятий области.
Официально в стране уже объявили курс на свободный рынок, предпринимателей назвали опорой страны. А в реальной жизни бизнесмен должен был противостоять всемогущим чиновникам, недобросовестным партнерам, разрыву экономических связей, нелепому порой нормотворчеству. Помочь самым стойким предпринимателям в их борьбе и была призвана ТПП. Создавались структуры для обучения кадров бизнеса, проведения необходимых экспертиз, консультаций по бухгалтерскому учету, аудиту – образовательный центр «Интеррост», «Донэкспертиза», «Аудит-санация», «Виза-партнер».
Авторитет Ростовской ТПП признали на уровне страны и в международных кругах. Ее гарантии стали весомыми, а рекомендации давали бизнесменам реальную поддержку.
Знаю, что в замыслах Рафаиля Хайрулловича – проведение еще одного фестиваля. Он как раз обдумывает формат и прикидывает состав участников. А это значит, что решение принято и вот-вот закрутится потихоньку маховик подготовки, вовлекая в свою орбиту массу людей. Кого-то Туишев уговорит, кому-то докажет необходимость участия, кто-то и сам охотно включится в работу…
Есть и еще одна задача, которую предстоит выполнить. Книгу про ростовский джаз Туишев уже написал. А вот про становление и первые годы Ростовской торгово-промышленной палаты – еще нет. Уникальных же материалов у него – море. А невыполнимых задач Туишев не признает.
Так что книга будет…
Фотографии из архива Р. Туишева
Мне почему-то кажется, что ЮНЕСКО немного ошиблась с датой, когда в ноябре 2011 года на своей Генеральной конференции назначила празднование Международного дня джаза на 30 апреля. Правильнее было бы отмечать его 1 мая, в день рождения Рафаиля Туишева. Потому что трудно найти человека более преданного этой музыке, стирающей границы между людьми и государствами.
Организатор джазовой жизни
В энциклопедии «Джаз в России», составленной Владимиром Фейертагом, о Туишеве сказано: «Основатель и первый президент ростовского джаз-клуба (1966), инициатор создания городского объединения музыкальных ансамблей, один из организаторов джазовой жизни в Ростове-на-Дону… В 2004 году основал ежегодный фестиваль «Джаз по-ростовски»… В 2008-м выпустил книгу «Джаз по-ростовски: время, даты, имена».В 1957 году в составе эстрадного оркестра при доме культуры профтехобразования Рафаиль Туишев стал участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. И там впервые вживую услышал выступление оркестра Олега Лундстрема, игру его солиста-саксофониста Игоря Лундстрема и влюбился в эту музыку.
Из-за травмы, полученной в юности, сам он профессиональным музыкантом не стал. На режимном предприятии, куда попал после училища, создал оркестр музыкантов-любителей.
Они много выступали с концертами по путевкам горкома комсомола, вели активную общественную работу.
В 1965 году возникла идея создания клуба по интересам, которую поддержал городской комитет комсомола. Так появился молодежный эстетический клуб «Радуга», где была секция джаза. Из нее в 1966 году и вырос Ростовский джаз-клуб.
Он занимался просвещением: встречи, лекции, концерты, приглашения в гости музыкантов из других городов, общение с такими же поклонниками джаза.
Потом была поездка на фестиваль «Таллин-67», организовал которую Рафаиль Туишев. Ростовские музыканты впервые оказались на выступлениях великих – Анатолия Кролла, Чарльза Ллойда, Кита Джаррета… Именно в Таллине прошло первое в истории совещание представителей молодежных джазовых клубов разных городов СССР. Это было толчком для развития джаза в стране.
«Какофония» и успех
Простым этот путь не был.Вместе с ростовским горкомом комсомола и советом дворца искусств ВТО джаз-клуб решил провести первый большой вечер джазовой музыки, посвященный 50-летию ВЛКСМ. Пригласили музыкантов из Воронежского джаз-клуба, из Донецка, Шахт, Таганрога. Туишев занимался организацией. За день до мероприятия в городском управлении культуры он сталкивается с инспектором по музыкальным школам и коллективам. Тот учиняет разнос и звонит в КГБ с заявлением, что товарищ Туишев «внедряет чуждое влияние буржуазной культуры».
Последствия начались сразу: в горкоме ВЛКСМ первый секретарь Владимир Быховенко сообщает: горком партии решил отменить мероприятие.
Как?! Музыканты уже едут из других городов за собственный счет. Билеты все розданы, зритель ждет…
Туишеву удается убедить Быховенко: тот идет в горком партии и берет ответственность на себя. Концерт будет… Но за час до начала в зале появляется комиссия с желанием предварительно прослушать программу коллективов перед выступлением.
Ким Назаретов и Рафаиль Туишев. Поездка на фестиваль «Весна-76», организованная для биг-бенда Рафаилем Туишевым, открыла для советского джаза имя Кима Назаретова.
Туишев отказывает всемогущей комиссии, и та, услышав первые ноты концерта, объявляет все какофонией и в гневе удаляется. Успех был огромным…
Туишеву принадлежит фраза, с которой он обратился к музыкантам: «Ваше дело – сыграть достойно. Остальные проблемы – не ваши». Когда он брался за организацию поездок на фестивали, гастролей ростовских музыкантов, приглашал на концертные площадки области знаменитых исполнителей джаза мирового уровня, все проблемы – оплата проезда и гонорара, концертные площадки и ночлег, питание, разрешения на выезд и въезд, да и масса других крупных и мелких вопросов – становились сферой ответственности Туишева.
Выступление ростовчанки Татьяны Тумбуловой стало первым в СССР выходом на сцену женщины-пианистка на джазовом фестивале.
Именно он вывозил ростовский джаз на фестиваль в Куйбышев, где выступила первая в СССР джазовая пианистка ростовчанка Татьяна Тумбулова. Ростовский джаз приобретал популярность.
Устроителям IX традиционного фестиваля джазовой музыки «Весна-76» в Куйбышеве Рафаиль Туишев предложил организовать вечер ростовского джаза. Там должен был выступать квинтет варьете гостиницы «Интурист» (создал квинтет и руководил варьете Туишев) и биг-бенд Ростовского училища искусств.
За день до вылета на последней репетиции руководитель биг-бенда Ким Назаретов сказал Рафаилю Хайрулловичу, что оркестр поехать не сможет. Причина была простая: у нескольких музыкантов-студентов просто не было денег на билеты…
Туишев молниеносно нашел выход: пригласил пять музыкантов, которые работали в системе ресторанов, и потребовал профинансировать выезд биг-бенда. Гарантировал при этом, что затраченную сумму вернет. Откликнулись все, и никогда потом этот случай не обсуждался. Естественно, деньги вернули.
Туишев никогда и никого не подвел. Не сдержать слова немыслимо. Подвести невозможно. Сказано – сделано… Правильно говорят: первую половину жизни человек работает на свое имя, а вторую – имя работает на него.
…Подведение итогов куйбышевского фестиваля. За кулисами уже начали заполнять дипломы, вписывать фамилии лауреатов. И тут Туишев заявил: «Не спешите переводить бланки дипломов, сейчас начинают выступление ростовчане…» Владимир Фейертаг продолжал заполнять бланки, не реагируя на предупреждение. И в это время раздался вопль президента Куйбышевского джаз-клуба Льва Бекасова: «Послушайте, действительно звучит джаз!!!» Все ринулись в зал. Выступление оркестра училища искусств от первой до последней ноты было принято на ура. Чистота строя, яркие соло, красота импровизаций… Так для советского джаза был открыт биг-бенд Кима Назаретова.
Освобождение из рабства
В 1973 году Рафаиль Туишев стал художественным руководителем концертной программы первого ростовского варьете в ресторане «Черемушки». С нуля создавался творческий коллектив, концертная площадка, оформлялась сцена, закупалась звуковая аппаратура. Программа «От сердца к сердцу», созданная по сценарию Туишева, была подготовлена и сдана. Успех!31 декабря 1973 года «Черемушки» открывались для посетителей в 22 часа на всю ночь. Вечером в закрытый ресторан пришел первый секретарь обкома КПСС Иван Афанасьевич Бондаренко, попросил рассказать о программе, показать ресторан. Позже выяснилось, что обком партии готовил решение о создании концертно-развлекательной программы в ресторане гостиницы «Интурист». Туишеву предложили возглавить новый творческий коллектив.
Во время создания варьете пришлось столкнуться с серьезной проблемой. Все музыканты оркестров ресторанов и кафе целиком зависели от руководства этих ресторанов. Причем не только материально, но и творчески. Они числились в штатном расписании заведений общепита и должны были слушаться «хозяина». Репертуарная политика находилась в руках специалистов общепита и посетителей, что не могло не сказаться на творческой свободе музыканта.
Туишев решил освободить музыкантов от рабства. И в мае 1975 года было создано Ростовское объединение музыкальных ансамблей под эгидой управления культуры города. На работу в РОМА были приняты 26 ансамблей – это около 140 музыкантов. С кафе и ресторанами были заключены договора финансовых обязательств, музыканты стали получать деньги за использование собственных инструментов, аппаратуры, костюмов. Более того, они могли теперь вступать в жилищно-строительные кооперативы, а вопрос жилья тогда был очень острым.
Конечно, это решение не пришло просто и легко, пришлось повоевать. И вот тут помогла репутация Туишева. Он ведь умеет, когда надо, быть дипломатом, а когда надо – стоять, как скала. Надо для дела – схитрит, но никогда не обманет. И обязательно добьется цели.
С чистого листа
Его репутация и связи очень пригодились, когда создавалась Торгово-промышленная палата Ростовской области. Туишеву верили серьезные люди, в палату вступали крупные производственные предприятия, солидные банки, представители ВПК. Опыта подобной работы не было ни у кого, и команда первопроходцев начинала все с чистого листа. Личные знакомства и связи помогли наладить взаимодействие с палатами в других субъектах федерации, начался обмен опытом с ТПП европейских стран. За первый год своего существования Ростовская ТПП вошла в тройку крупнейших в стране. Развивались международные деловые связи с торгово-промышленными палатами Беларуси, Германии, Франции, Шотландии, Болгарии, Венгрии…1995 год. В Ростовской области проходит «Неделя Франции». Ее важным событием стал семинар «Оптимизация управления предприятием», куда ТПП пригласила более 60 предприятий области.
Официально в стране уже объявили курс на свободный рынок, предпринимателей назвали опорой страны. А в реальной жизни бизнесмен должен был противостоять всемогущим чиновникам, недобросовестным партнерам, разрыву экономических связей, нелепому порой нормотворчеству. Помочь самым стойким предпринимателям в их борьбе и была призвана ТПП. Создавались структуры для обучения кадров бизнеса, проведения необходимых экспертиз, консультаций по бухгалтерскому учету, аудиту – образовательный центр «Интеррост», «Донэкспертиза», «Аудит-санация», «Виза-партнер».
Авторитет Ростовской ТПП признали на уровне страны и в международных кругах. Ее гарантии стали весомыми, а рекомендации давали бизнесменам реальную поддержку.
Есть идея…
Идея проводить в Ростове джазовый фестиваль появилась в 2004 году. Он должен был собрать музыкантов, учившихся или начинавших в Ростове, а теперь работающих по всему миру. Денег на это не было, а сама мысль казалась абсурдной: кто ж такое сделает? Туишев сделал. Вербовал сторонников, находил спонсоров, поднимал свои связи и призывал на помощь друзей. Из разового мероприятия «JAZZ по-ростовски» превратился в традиционный международный фестиваль, куда за честь считают приезжать не только ученики ростовской джазовой школы, но и музыканты мирового уровня из других стран. Каждый из 12 прошедших фестивалей имел свою тему, посвящался выдающимся музыкантам и композиторам, как живым, так и уже ушедшим, и становился настоящим праздником для всех поклонников «музыки свободных людей», как еще называют джаз.Знаю, что в замыслах Рафаиля Хайрулловича – проведение еще одного фестиваля. Он как раз обдумывает формат и прикидывает состав участников. А это значит, что решение принято и вот-вот закрутится потихоньку маховик подготовки, вовлекая в свою орбиту массу людей. Кого-то Туишев уговорит, кому-то докажет необходимость участия, кто-то и сам охотно включится в работу…
Есть и еще одна задача, которую предстоит выполнить. Книгу про ростовский джаз Туишев уже написал. А вот про становление и первые годы Ростовской торгово-промышленной палаты – еще нет. Уникальных же материалов у него – море. А невыполнимых задач Туишев не признает.
Так что книга будет…
Фотографии из архива Р. Туишева