Дата публикации:
9 авг 2024 г.
В Ростовском областном музее изобразительных искусств демонстрируется картина с почти мистической историей, у которой обязательно будет продолжение
1150
В одном из залов музея развернута выставка «Герои наших дней», посвященная специальной военной операции. Трое заслуженных художников России – Рафаэль Лукьянов, Игорь Шепель и Николай Полюшенко – представили на суд зрителей свои работы, среди которых портреты героев СВО, батальные полотна, жанровые сцены, плакаты.
Сильное впечатление производят люди на портретах кисти Рафаэля Лукьянова – простые и мужественные лица, лица Победы, которая обязательно придет.
Запомнилась картина Игоря Шепеля «Лунная соната». В прифронтовом лесу каким-то чудом оказалось пианино, и боец в паузе между боями играет на нем Бетховена.
А вот картина Николая Полюшенко поначалу удивляет: абстракция в стиле экспрессиониста Джексона Поллока – и герои наших дней?! Но вглядываешься в символы на полотне и невольно начинаешь пытаться расшифровывать заложенные здесь смыслы.
Сама история появления картины «За землю русскую» очень необычна.
Когда-то подрамник из фанеры достался Николаю Полюшенко от его учителя – художника Николая Николаевича Пивнева. Пивнев прошел всю Великую Отечественную до Берлина, служил во фронтовой разведке. А после войны стал художником. Подрамник сделал вручную 50 лет назад.
– И вроде бы ни к чему он был, старый, выбросить бы уже надо, но отчего-то не поднималась рука, – вспоминает Николай Полюшенко. – Подрамник переехал на дачу и хранился там. А во время пандемии – в 2021 году – что-то словно подтолкнуло меня, и я начал писать эту картину-символ. Она тогда называлась просто «За». За жизнь, за новую Россию, за преодоление себя…
Когда началась специальная военная операция, художник опять вернулся к этой работе. На картине появились символы, которые сегодня известны всем, – Z и V, зазвучала тема боев, которые шли за землю русскую. Картина начала путешествовать по выставкам в разных городах. Ее включили в коллекцию «Образы России. Нить поколений. Крылья рода».
Самое необычное для зрителей на выставках было то, что они сами могли поучаствовать в создании этого полотна. Кисти, краски – и твой штрих появится в многоцветье на картине, и ты скажешь свое «За» борьбе за родину.
Желающих стать сотворцами всегда было много. Среди них – и самые обычные люди, и выдающиеся наши современники. Ряд государственных музеев выразили желание приобрести эту картину-образ для своих коллекций.
На выставке «Дон Православный» к Николаю Полюшенко подошел один из зрителей, очень заинтересовавшийся полотном. Выяснилось, что он – ученый-филолог, приехал к нам на Дон из Горловки, занимается изучением и трактованием «Слова о полку Игореве». И он предложил художнику:
– Ваша картина должна называться «За землю русскую» – именно так сказано в «Слове о полку Игореве».
Теперь картина, написанная на подрамнике старого художника-фронтовика, так и называется: «За землю русскую». И история ее еще не окончена.
– Я хочу, чтобы как можно больше разных людей поучаствовало в ее создании. Это очень важно – ощущать себя частью народа. Мы все важны в этой цепочке победы.
Светлана Иванова
Выставка «Герои наших дней» работает до 2 сентября.
Сильное впечатление производят люди на портретах кисти Рафаэля Лукьянова – простые и мужественные лица, лица Победы, которая обязательно придет.
Запомнилась картина Игоря Шепеля «Лунная соната». В прифронтовом лесу каким-то чудом оказалось пианино, и боец в паузе между боями играет на нем Бетховена.
А вот картина Николая Полюшенко поначалу удивляет: абстракция в стиле экспрессиониста Джексона Поллока – и герои наших дней?! Но вглядываешься в символы на полотне и невольно начинаешь пытаться расшифровывать заложенные здесь смыслы.
Сама история появления картины «За землю русскую» очень необычна.
Когда-то подрамник из фанеры достался Николаю Полюшенко от его учителя – художника Николая Николаевича Пивнева. Пивнев прошел всю Великую Отечественную до Берлина, служил во фронтовой разведке. А после войны стал художником. Подрамник сделал вручную 50 лет назад.
– И вроде бы ни к чему он был, старый, выбросить бы уже надо, но отчего-то не поднималась рука, – вспоминает Николай Полюшенко. – Подрамник переехал на дачу и хранился там. А во время пандемии – в 2021 году – что-то словно подтолкнуло меня, и я начал писать эту картину-символ. Она тогда называлась просто «За». За жизнь, за новую Россию, за преодоление себя…
Когда началась специальная военная операция, художник опять вернулся к этой работе. На картине появились символы, которые сегодня известны всем, – Z и V, зазвучала тема боев, которые шли за землю русскую. Картина начала путешествовать по выставкам в разных городах. Ее включили в коллекцию «Образы России. Нить поколений. Крылья рода».
Самое необычное для зрителей на выставках было то, что они сами могли поучаствовать в создании этого полотна. Кисти, краски – и твой штрих появится в многоцветье на картине, и ты скажешь свое «За» борьбе за родину.
Желающих стать сотворцами всегда было много. Среди них – и самые обычные люди, и выдающиеся наши современники. Ряд государственных музеев выразили желание приобрести эту картину-образ для своих коллекций.
На выставке «Дон Православный» к Николаю Полюшенко подошел один из зрителей, очень заинтересовавшийся полотном. Выяснилось, что он – ученый-филолог, приехал к нам на Дон из Горловки, занимается изучением и трактованием «Слова о полку Игореве». И он предложил художнику:
– Ваша картина должна называться «За землю русскую» – именно так сказано в «Слове о полку Игореве».
Теперь картина, написанная на подрамнике старого художника-фронтовика, так и называется: «За землю русскую». И история ее еще не окончена.
– Я хочу, чтобы как можно больше разных людей поучаствовало в ее создании. Это очень важно – ощущать себя частью народа. Мы все важны в этой цепочке победы.
Светлана Иванова
Выставка «Герои наших дней» работает до 2 сентября.