Дата публикации:
4 окт 2024 г.
В Донской государственной публичной библиотеке в рамках проекта «Упражнения в прекрасном» стартовал цикл встреч «Образ жизни советский: мифы и реальность», подготовленный отделом искусств ДГПБ совместно с Институтом истории и международных отношений Южного федерального университета
885
Кто-то из мудрых как-то заметил: мы состоим из людей, которые нас окружают. Продолжая эту мысль, можно сказать, что в той же степени мы состоим из книг, нами прочитанных, просмотренных фильмов и спектаклей, спетых любимых песен или услышанной музыки. Из всего этого состоят наш внутренний мир и душа.
Из общих эстетических пристрастий людей, живущих в обществе в тот или иной период времени, из любимых ими литературных, кино- или театральных образов складывается дух времени. Приблизиться к пониманию духа и души советского времени создатели проекта решили через просмотр и осмысление содержания отечественных фильмов, вошедших в культурный код советского человека.
10 встреч, 10 советских киношедевров – своеобразный «Советский Декамерон», с помощью которого организаторы этих встреч взялись проследить историю сотворения Советского мира с момента его зарождения, к его расцвету и упадку. «Поднятая целина» Александра Иванова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Председатель» Алексея Салтыкова, «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова и другие киноленты, вошедшие в историю советского кинематографа, призваны рассказать историю ушедшей страны.
Ну а открыл этот киномарафон фильм режиссеров братьев Васильевых «Чапаев». Фильм-легенда, великий советский миф, вышедший на экраны 90 лет назад и ставший победителем первого Московского международного кинофестиваля 1935 года. На первые его показы зрители шли праздничными колоннами с транспарантами «Идем смотреть «Чапаева»!
Доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории XX-XXI веков Института истории и международных отношений ЮФУ Антон Аверьянов, открывая этот неординарный фестиваль, отметил его актуальность. В последнее время среди студентов, как считает Антон Викторович, наметился активный интерес к событиям недавней советской истории. Более того, уже не первый год на базе Института истории ЮФУ проводится Всероссийская научная конференция «Советская темпоральность: антропологическое и социокультурное измерение». С его тематикой перекликается идея библиотечного кинолектория «Образ жизни советский: мифы и реальность». С его помощью к важной научной проблеме в популярной форме смогут приобщиться не только студенты-историки, но и другие посетители библиотеки.
И это подтвердил уже первый показ, на котором встретились зрители разных поколений. Ирина Козекина, смотревшая этот фильм еще в своей юности в 70-х годах прошлого века, удивилась, насколько ярко и эмоционально его воздействие на нее и сегодня. Впечатление даже усилилось и стало более глубоким с позиции сегодняшнего взрослого сознания. Среди зрителей-студентов оказались руководители студенческих научных обществ «Двуглавый орел донское казачье землячество» Петр Чернышев и «Клуба визуальных исследований» Руслан Жарких. Руслан, в частности, отметил необычайно мощное искусство режиссерского монтажа в киношедевре братьев Васильевых. Петру Чернышеву запомнилось, как настойчиво в фильме его авторами проводится мысль о благотворном воздействии комиссара Фурманова на народного вожака Чапаева. В начале фильма он предстает своеобразным анархиствующим бунтарем, но постепенно в общении с комиссаром вырастает в настоящего красного командира. Таким образом, до советских зрителей доводилась мысль, что именно партия облагораживает народные массы и превращает их в героев. Впечатлили студентов и показанные в картине почти документальные реалии жизни и быта первых красноармейцев.
Отметили они и то, как прямолинейно показано противостояние двух враждующих миров – белых и красных – в этой картине. Красные в ней предстают в захудалых интерьерах крестьянских изб, белые – в комфортных пространствах чуть ли не дворцов со слугами, денщиками и роялями в роскошных кабинетах.
Что, по замыслу создателей, подчеркивало справедливость борьбы порабощенного народа с их хижинами против угнетателей и поработителей с их дворцами. А недавно снятые российские фильмы, например «Адмирал» с некоторыми его «белыми» героями, воевавшими в тех же местах, что и чапаевцы, показывают, как подметили современные молодые зрители, что не так уж сладко приходилось и им в этой братоубийственной войне русских против русских.
«Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстоянье...» – известные есенинские строчки, – вспоминает в разговоре со мной ведущий этого проекта, сотрудник отдела искусств библиотеки Александр ПХИДА. – Вот нам и захотелось с уже достаточно большого расстояния, отделяющего нас от той почти мифической страны СССР, взглянуть на нее через призму взглядов талантливых художников и понять, что было правдой в той сказке, которую мы чуть не сделали былью. А что – ложью, приведшей к тому, что мы ту почти сказочную страну потеряли. Чтобы постараться избежать подобных горьких потерь и впредь».
Следующий показ в библиотечном кинолектории «Образ жизни советский: мифы и реальность» Донской государственной публичной библиотеки состоится в конце октября. Зрители увидят фильм режиссера Юлия Райзмана «Коммунист» 1957 года выпуска.
Из общих эстетических пристрастий людей, живущих в обществе в тот или иной период времени, из любимых ими литературных, кино- или театральных образов складывается дух времени. Приблизиться к пониманию духа и души советского времени создатели проекта решили через просмотр и осмысление содержания отечественных фильмов, вошедших в культурный код советского человека.
10 встреч, 10 советских киношедевров – своеобразный «Советский Декамерон», с помощью которого организаторы этих встреч взялись проследить историю сотворения Советского мира с момента его зарождения, к его расцвету и упадку. «Поднятая целина» Александра Иванова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Председатель» Алексея Салтыкова, «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова и другие киноленты, вошедшие в историю советского кинематографа, призваны рассказать историю ушедшей страны.
Ну а открыл этот киномарафон фильм режиссеров братьев Васильевых «Чапаев». Фильм-легенда, великий советский миф, вышедший на экраны 90 лет назад и ставший победителем первого Московского международного кинофестиваля 1935 года. На первые его показы зрители шли праздничными колоннами с транспарантами «Идем смотреть «Чапаева»!
Доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории XX-XXI веков Института истории и международных отношений ЮФУ Антон Аверьянов, открывая этот неординарный фестиваль, отметил его актуальность. В последнее время среди студентов, как считает Антон Викторович, наметился активный интерес к событиям недавней советской истории. Более того, уже не первый год на базе Института истории ЮФУ проводится Всероссийская научная конференция «Советская темпоральность: антропологическое и социокультурное измерение». С его тематикой перекликается идея библиотечного кинолектория «Образ жизни советский: мифы и реальность». С его помощью к важной научной проблеме в популярной форме смогут приобщиться не только студенты-историки, но и другие посетители библиотеки.
И это подтвердил уже первый показ, на котором встретились зрители разных поколений. Ирина Козекина, смотревшая этот фильм еще в своей юности в 70-х годах прошлого века, удивилась, насколько ярко и эмоционально его воздействие на нее и сегодня. Впечатление даже усилилось и стало более глубоким с позиции сегодняшнего взрослого сознания. Среди зрителей-студентов оказались руководители студенческих научных обществ «Двуглавый орел донское казачье землячество» Петр Чернышев и «Клуба визуальных исследований» Руслан Жарких. Руслан, в частности, отметил необычайно мощное искусство режиссерского монтажа в киношедевре братьев Васильевых. Петру Чернышеву запомнилось, как настойчиво в фильме его авторами проводится мысль о благотворном воздействии комиссара Фурманова на народного вожака Чапаева. В начале фильма он предстает своеобразным анархиствующим бунтарем, но постепенно в общении с комиссаром вырастает в настоящего красного командира. Таким образом, до советских зрителей доводилась мысль, что именно партия облагораживает народные массы и превращает их в героев. Впечатлили студентов и показанные в картине почти документальные реалии жизни и быта первых красноармейцев.
Отметили они и то, как прямолинейно показано противостояние двух враждующих миров – белых и красных – в этой картине. Красные в ней предстают в захудалых интерьерах крестьянских изб, белые – в комфортных пространствах чуть ли не дворцов со слугами, денщиками и роялями в роскошных кабинетах.
Что, по замыслу создателей, подчеркивало справедливость борьбы порабощенного народа с их хижинами против угнетателей и поработителей с их дворцами. А недавно снятые российские фильмы, например «Адмирал» с некоторыми его «белыми» героями, воевавшими в тех же местах, что и чапаевцы, показывают, как подметили современные молодые зрители, что не так уж сладко приходилось и им в этой братоубийственной войне русских против русских.
«Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстоянье...» – известные есенинские строчки, – вспоминает в разговоре со мной ведущий этого проекта, сотрудник отдела искусств библиотеки Александр ПХИДА. – Вот нам и захотелось с уже достаточно большого расстояния, отделяющего нас от той почти мифической страны СССР, взглянуть на нее через призму взглядов талантливых художников и понять, что было правдой в той сказке, которую мы чуть не сделали былью. А что – ложью, приведшей к тому, что мы ту почти сказочную страну потеряли. Чтобы постараться избежать подобных горьких потерь и впредь».
Следующий показ в библиотечном кинолектории «Образ жизни советский: мифы и реальность» Донской государственной публичной библиотеки состоится в конце октября. Зрители увидят фильм режиссера Юлия Райзмана «Коммунист» 1957 года выпуска.