Богат нынче май на парады. После парада Победы в Ростове-на-Дону состоялся … велопарад. Проходил он в рамках фестиваля «Дни Европы» и в этом году был гораздо масштабнее — на Театральной площади собрались около 300 человек.

Маршрут велопарада был коротким. С площади колонна дружными рядами, с шарами и флагами, проехала по Большой Садовой, повернула на Ворошиловский проспект, потом - на Пушкинскую и переулок Университетский.

Торжественный финиш состоялся возле центра «Креативное пространство», где состоялась дискуссия на тему «Проблемы велосипедного транспорта в Ростове-на-Дону». Список спикеров был внушительным. Со стороны Европы — глава департамента прессы и информации Представительства ЕС в России Сорен Либориус и эксперты из Германии и Эстонии. Ростов представляли сотрудники департамента архитектуры и градостроительства и инициатор первого пункта велопроката на базе площадки «Креативное пространство» Дмитрий Гусев.

Участники встречи делились опытом, говорили о том, что нужно сделать для того, чтобы сделать Ростов привлекательным для велотуризма, и вносили свои предложения.

Ведь если для Европы велосипед — привычный вид городского транспорта, то для ростовчан езда на велосипеде пока еще — эстремальный вариант передвижения. В городе нет ни велосипедных дорожек, ни нормальных съездов (бордюр на бордюре!), да и отношение к тем, кто выбрал «два колеса», а не «четыре», тоже оставляет желать лучшего.

Вот и приходится велосипедистам самим выбирать дорогу для проезда: где по тротуару, лавируя между прохожими, а где — по проезжей части, на свой страх и риск. А, может быть, пора уже менять отношение к тем, кто предпочитает в качестве транспорта велосипед?

И начать пропагандировать этот вид передвижения? Чтобы здоровье граждан улучшилось и пробок меньше стало.

Кстати, Европа с этого и начинала. Теперь с нами опытом делится. Правда, начинали они «велополитику» еще в 70-х годах. С медицинских компаний, которые «прописывали» своим пациентам в качестве лекарства езду на велосипеде.

Плюс — массированные рекламные кампании о модном и полезном образе жизни. Конечно, пришлось менять транспортную инфраструктуру. Выделять велосипедные дорожки, ставить специальные знаки, вносить изменения в правила дорожного движения, организовывать велостоянки, учить культуре вождения.

Зато теперь европейцы уже не представляют свою жизнь без велосипеда. Будет ли так когда-нибудь у нас в Ростове? Очень хочется в это верить. По крайней мере, для тех, кто принял участие в велопараде и последующей за ним дискуссии, велосипед уже стал частью жизни.

Я принимала участие в подобном мероприятии впервые, и меня просто поразили его участники. Настоящие фанаты экотранспорта! Кто на горном велосипеде, кто на городском прогулочном, а кто и на одноколесном концепте… Крутили педали и юные велосипедисты, и те, кому уже давно «за…».

Еду в середине колонны, поворачиваю голову направо – мимо меня едет женщина в красивом ярком шлеме и полной вело-экипировке. Поворачиваю голову налево — ну надо же! Точно такая же женщина, один в один! Я уж было подумала, что у меня — обман зрения, оказалось — сестры–близнецы, Ирина и Ольга. Чуть впереди на трассе — папа и сын, Юрий и Лев Скварцовские. Трехлетний Лева стал самым юным участником велопарада. Он так яростно крутил педали своего велика, что его стремлением прийти к финишу первым нельзя было не восхититься. Еще одна пара — Николай и Наташа Писаренко, отец и дочь, ехали на велорикше. Наташа не видит от рождения, и папа выступает у нее в роли пилота.

У Писаренко уже есть опыт участия в велопробегах, в прошлом году они ездили в Германию на знаменитый Берлинский велопробег для незрячих. Более сотни слепых людей смогли проехать множество километров, сидя на заднем сиденье и крутя педали тандема. Так называется специальный велосипед для двоих человек.

Кстати, германская сторона за участие в мероприятии подарила Писаренко тандем для поездок, но вот уже год его не могут доставить в Ростов из-за таможенных проволочек. И когда проблема решится, неизвестно.

А вообще… Хочется, чтобы такие парады проходили чаще. Чтобы народ наш полюбил велосипед и велосипедистов. И в Ростове было сделано все возможное для того, чтобы двухколесный транспорт стал не просто предметом для отдыха и развлечений, а обычным городским средством передвижения.