В Москве на «ЦСКА Арене» недавно прошло киберспортивное состязание EPICENTER Major, участники которого боролись за денежный приз в один миллион долларов.

Наверное, у многих появятся вопросы: зачем ради компьютерных соревнований выделять такую крупную площадку, кому это может быть интересно и почему к определению «кибер» дописали «спорт»?

Что такое киберспорт? По сути, это такое же соревнование между соперниками, как и в любом традиционном виде спорта. Местом действия может стать любое помещение, где находится достаточное количество компьютеров с доступом в Интернет.

 Киберспорт, кстати, включен в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта. Там содержатся те виды, которые уже признаны, но не являются национальными или «развиваемыми на общероссийском уровне».

Давно ведутся разговоры о включении киберспорта в Олимпийские игры. Например, организаторы Игр 2024 года уже планируют провести показательные соревнования по киберспорту. 

Киберспорт – это молодое явление, но развивается он очень стремительно. Было бы странно его игнорировать, тем более что соревнования по компьютерным играм имеют все формальные признаки традиционного спорта: команды, болельщики, турниры, правила, трансляции.

Обратимся непосредственно к самим играм, в которых проходят соревнования. Самыми популярными жанрами на сегодняшний день являются шутеры и MOБA.

Шутеры в народе называют «стрелялками». Если вы хотите начать знакомство с киберспортом, то шутеры отлично подойдут для начала.

Перейдем к MOБA, которая расшифровывается как многопользовательская онлайновая боевая арена. Самыми популярными представителями являются Dota 2 и League of Legends.

Киберспорт очень эмоционален. Профессиональный игрок в Dota 2 Павел 9pusha ХВАСТУНОВ.
Киберспорт очень эмоционален. Профессиональный игрок в Dota 2 Павел 9pusha ХВАСТУНОВ.

Цель – разрушить базу противника. Игра, в отличие от шутеров, проходит на одной карте. Она большая, но подробно изучить её можно довольно быстро. Особенность этого жанра – наличие уникальных героев, обладающих определенным набором характеристик и умений. Помимо этого, героям можно покупать разнообразные предметы, которые будут увеличивать их силу.

Один матч состоит из двух стадий: драфта – так называют выбор героев – и непосредственно самой битвы. Выбор героев является не менее важным событием, чем действия во время игры. От того, какие персонажи будут присутствовать в игре, зависит тактика обеих команд.

Распространено мнение, что профессиональный киберспорт невероятно вреден. Да, определенные проблемы могут быть, от них никто не застрахован. Это же профессиональный спорт. А любой профессиональный спорт может быть вредным. 

Стоит отметить, что качество трансляций киберсостязаний сильно развилось за последние годы. Организаторы таких турниров арендуют стадионы, дорогущую аппаратуру, строят специальные студии для команды аналитиков и др. И все это вкупе делает трансляции киберспортивных мероприятий не хуже, к примеру, футбольных, а иногда даже лучше.

В киберспорте нет какой-то рабочей системы, которая взращивала бы молодых игроков. Нужно стабильно по 8-12 часов в сутки тренироваться, чаще всего без поддержки со стороны близких. 

Именно из-за этого многие говорят, что стать киберспортсменом невозможно. Тогда появляется резонный вопрос: а откуда тогда появляется высокая конкуренция? Может, она строится на тех людях, которые прошли через все трудности и добились своего? Может, она строится на тех игроках, которым помогли, а не стали мешать на их пути? 

Киберспорт скоро может догнать по популярности обычный спорт. В некоторых странах он уже становится популярнее традиционных видов. По данным аналитического агентства Newzoo, в США среди аудитории до 30 лет киберспорт популярнее хоккея, а с бейсболом они находятся практически на равных.

Этому способствует множество факторов: общедоступность, денежные вложения в индустрию, рост узнаваемости киберспортивных брендов, команд, игроков, проведение крупных киберспортивных событий (The International, Overwatch League и подобные).

Одним из показателей популярности можно считать социальные сети известных личностей. Например, на «твиттер» Данила Dendi Ишутина, некогда самого популярного киберспортсмена в СНГ, сейчас подписано 470 тысяч человек. А на аккаунт известного футболиста Андрея Аршавина, к примеру, – 461 тысяча.

Общероссийские СМИ сейчас выпускают не более десятка материалов на эту тему за год. Но стоит отметить, что ситуация все-таки начинает меняться в лучшую сторону. «Матч Тв» может похвастаться киберспортивной передачей «Кибератлетика». Ведущие не вызывают желания выключить телевизор, и в целом уровень передачи действительно радует. Разочаровывает только то, что выходит передача поздно – в час ночи.

В России сильно искажено представление о киберспорте. Негативное отношение к нему сформировано на каких-то стереотипах, которые можно легко оспорить. Убежден, что со временем люди поменяют свое отношение к этой сфере деятельности.

Ну а сейчас остается только ждать, пока киберспорт станет таким же привычным и любимым видом спорта, как футбол и хоккей.

Максим ЕВДОКИМОВ, 
студент ЮФУ