Сегодня тему шахматного всеобуча мы обсуждаем со старшим научным сотрудником института стратегии развития образования Российской академии образования, кандидатом педагогических наук Игорем СУХИНЫМ 

– Цель правильно проводимых уроков шахмат в начальной школе и занятий в детском саду в свое время определил видный отечественный психолог Яков Пономарев. Это – развитие у детей способности действовать «в уме», так называемого внутреннего плана действий. Фактически это означает развитие образного и логического мышления. Успех приходит, когда каждый шахматный урок – это одновременно сказка и театр, игра и смех, тайна и удивление… Урок без неуспевающих, урок-сотворчество...


– Почему так трудно проводить шахматные уроки?

– В спортивные секции большинство детей уже приходят с желанием заниматься. В школе же и детском саду у ребят нет желания и интереса к шахматам. Кто-то даже боится шахмат. Такое бывает, например, если родители дома все время обыгрывают ребенка, наивно полагая, что закаляют его характер. На самом деле – отбивают всякое желание заниматься шахматами. Мы же разрабатываем программы, нацеленные на то, чтобы все (или почти все) дети стали успешными. Предлагаем им занимательные, нестандартные задачи, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Ученик удивился – значит, он наш! Ребята готовы решать подобные задачи часами, когда они соответствуют их возрасту, интересам и желаниям.

Министр просвещения России Ольга ВАСИЛЬЕВА
«Я могу привести пример, что все страны, которые входят в ФИДЕ и чьи дети играют с первого класса в шахматы, показывают значительно лучшие показатели по математике и другим предметам. Мы стоим, если не сказать во главе, то у истоков этого процесса… И, конечно, конечная наша цель – чтобы наши малыши с первого по четвертый классы играли в обязательном порядке все. Но на сегодняшний день форму, будет это урочка или внеурочка, школа выбирает сама. Но мы закладываем в наших обновленных стандартах и программу по шахматам… То есть без этого нельзя! Это правда».

Министр просвещения России Ольга ВАСИЛЬЕВА 
(Из выступления на заседании Совета Федерации)


– Кто все-таки должен проводить уроки шахмат в школе и занятия в детском саду? Споры на этот счет не смолкают...

– В начальных классах, в первую очередь, – учителя, в детсадах – воспитатели. Но, разумеется, учителей и воспитателей нужно системно готовить на многочасовых курсах повышения квалификации. Чтобы не погубить сам замысел всеобуча, необходимо прежде всего дать шахматное образование учителям. Разумеется, их подготовка должна быть качественной, а не такой формальной, какая есть сегодня на многих территориях.


– Вам, наверное, смешно, когда многие дружно пишут и говорят о том, что на уроках детей будут учить игре в шахматы?

– Скорей – грустно. Кто будет учить игре? Учителя, только что сами на блицкурсах освоившие азы шахмат? Разумеется, есть замечательные педагоги-шахматисты, которые качественно проводят уроки шахмат в начальных классах. Но мы-то говорим о массовом процессе! Разумеется, учителя начальных классов должны знакомить ребят с азами игры. Но главная их задача – развитие образного и логического мышления каждого ребенка. Это учителям по силам, это реально работает, если обучение проходит системно в рамках курса «Шахматы – школе». Если ученики затем всерьез заинтересуются шахматами, пожалуйста, им открыта дорога в спортивную секцию и клуб. Однако нельзя, да и ни к чему требовать от учителей, без того отягощенных массой проблем, невозможного…


– У шахматного всеобуча есть и противники…

– Тонкость момента заключается в трактовке самого понятия «игра в шахматы». Противники всеобуча обычно имеют в виду шахматы, как спорт и соревнования. То есть – игру в шахматы всеми фигурами из начального их положения. Особенно боятся этого родители, у которых дети – гуманитарии. Они говорят: «Мы против того, чтобы нашего ребенка заставляли в школе играть в шахматы». И они правы – нельзя заставлять! Эти риски учтены и нивелируются, когда ребята решают на уроках занимательные задания, проводят увлекательные дидактические игры с фигурами, которые чаще находятся не в стартовом положении. Такие занятия нравятся всем детям, в том числе и гуманитариям. Когда есть мотивация, то и процесс обучения проходит содержательно и успешно. Как видим, при обоих подходах – спортивном и научно-образовательном – речь идет об игре, но смысл в нее вложен разный.


– Выходит, «шахматы в школе» и «шахматы – школе» – это разные понятия?

– И они остро конкурируют между собой! Ведь это два принципиально различных взгляда на введение курса шахмат в школьную программу. При «шахматах в школе» явной или завуалированной целью уроков является обучение всех детей игре в шахматы и проведение соревнований. То есть ребят учат играть в шахматы, а развитие мышления выступает как возможный косвенный результат. Этот подход можно назвать «соперническим». Второй путь, «шахматы – школе», подразумевает, что шахматы – инструмент развития, а процесс обучения их основам выступает средством для достижения цели. Такой подход можно назвать «партнерским»: учащиеся вместе с педагогами являются единой командой (партнерами, а не соперниками), «сражающейся» с нестандартными занимательными задачами различной сложности . Этот путь мы стремились реализовать при разработке курса «Шахматы – школе». Он имеет межпредметные связи с разными учебными дисциплинами и образует единую систему. Назовем ее волшебным квадратом: «математика, логика, чтение, язык», а в сердцевине – шахматы. Практика показала, что для учащихся начальных классов шахматные задачи и головоломки курса нередко оказываются даже интереснее, чем сами шахматы. Ничего удивительного: курс предусматривает много шахматных сказок, загадок, презентаций, кроссвордов, чайнвордов, викторин, тестов, латинских квадратов, судоку, буквенных и других затей. 


Приятная новость только что пришла из Москвы: Ростовская область победила в грантовом конкурсе «Шахматы в школах», проведенном Шахматной федерацией России и Фондом Елены и Геннадия Тимченко. При подведении итогов были учтены не только конкурсные материалы, предоставленные федерацией шахмат Ростовской области, но и серия публикаций в «Нашем времени», в которых показана объективная, с плюсами и минусами, ситуация в практике реализации шахматного всеобуча в донском регионе.

В рамках федерального гранта более ста донских школ получат шахматный инвентарь и учебную литературу. Эти школы станут опорными площадками на местах в реализации шахматного всеобуча. Педагоги из других образовательных учреждений смогут ознакомиться здесь с эффективной практикой всеобуча и пройти стажировку. Куратор этого проекта – председатель областной комиссии по шахматному всеобучу Ольга ИКОННИКОВА.

Программа охватит школы Таганрога, Новочеркасска, Шахт, Волгодонска, Батайска, Азова, Каменска-Шахтинского, Зверево, Донецка, Гуково, Новошахтинска, Азовского, Аксайского, Багаевского, Боковского, Белокалитвинского, Дубовского, Егорлыкского, Константиновского, Зерноградского, Волгодонского, Цимлянского, Мартыновского, Семикаракорского, Куйбышевского, Матвеево-Курганского, Неклиновского, Родионово-Несветайского, Сальского, Красносулинского, Морозовского, Миллеровского, Песчанокопского, Зимовниковского, Пролетарского, Каменского, Шолоховского, Кагальницкого, Тарасовского, Усть-Донецкого, Целинского и Чертковского районов.