На сайте Президента Д.Медведева опубликована «Информация о результатах проверки эффективности расходования средств федерального бюджета для закупки медицинского оборудования». Советуем с ней ознакомиться — после прочтения все становится на свои места.

Напоминаем: в телерепортажах на эту тему в первых рядах в качестве «вопиющего примера» приводилась Ростовская область, купившая дорогой томограф. И сам собой напрашивался вывод: дескать, вот они — «авторы» многоэтажных закупочных схем, приведших к многомиллионной переплате за купленное оборудование. 

Но на самом деле основной вывод проверяющих из Контрольного управления Президента совсем другой: не Ростовская область  и ее минздрав во всем виноваты. Виновных надо искать повыше, в масштабах страны. Этот вывод в телесюжетах  почему-то не прозвучал…

Поэтому давайте разбираться. Субсидии на приобретение медоборудования были выделены 57 субъектам РФ — 26,5 млрд на всю страну. Приобретено 330 единиц оборудования. Большинство — через череду посредников, то есть втридорога. «В России отсутствует эффективная система закупок товаров и услуг для государственных нужд, — констатируют проверяющие. — Бюджетные средства расходовались крайне нерационально». И далее: объемы субсидий определялись Министерством здравоохранения и соцразвития РФ без должного обоснования, исходя из цен внутреннего рынка, а не зарубежных фирм-производителей и их дилеров.

Как ни удивительно, но получается, что само Минздравсоцразвития задавало здесь тон, поскольку именно им были произведены самые (!) дорогие закупки: 95 млн рублей — за 64-срезовый томограф (контракт подписал замминистра Белов), что в три раза перекрывало цену у производителя. Покупалось  оборудование через некое ООО “»Тримм Медицина”…

«Таким образом, Мин-здравсоцразвития РФ своими действиями фактически установило «планку» цен на закупаемое регионами аналогичное оборудование», — делают вывод проверяющие из Контрольного управления Президента.

В итоге (а как иначе — ведь все надо было согласовывать с министерством) пошел вал переплат.

Так, 16-срезовые томографы в Алтайском крае, Брянской, Ленинградской, Московской, Архангельской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Иркутской областях были приобретены за 30-50 млн рублей (при цене у производителей — 16-20 млн рублей).

А за 64-срезовые томографы в Чувашии, Ставропольском крае, Республике Коми, Калининградской, Липецкой, Новгородской, Ростовской (вот они мы!), Самарской, Свердловской, Ярославской областях заплатили по 70-90 млн рублей, хотя цена производителя — 28-35 млн рублей.

В Ростовской области на томографе «накрутили» свою цену два посредника, стоявшие между покупателем и производителем — «General Elektrik», чей 64-срезовый томограф был приобретен для облбольницы №1.

 А в Ярославской области такой же томограф прошел через трех посредников. Среди которых, кстати, присутствовало и федеральное государственное унитарное предприятие. Переводившее деньги, как выяснилось, на счета фирм с признаками фиктивности…

Специалистами Росфинмониторинга изучена деятельность 49 закупающих медоборудование организаций — по 22-м есть данные о причастности к теневым финансовым схемам. Практиковался перевод денег на счета фирм-однодневок, переход с безналичного расчета на наличный.

В регионах России делались и совершенно противоречащие логике закупки — когда в медучреждениях не имелось места для высокотехнологичной аппаратуры, отсутствовали лицензии, не был обучен персонал. В итоге оборудование простаивало, тем самым еще больше усугубляя убыточность сделок. Такая картина — в Мордовии, Удмуртии, Чечне, Республике Саха (Якутия), Владимирской, Ленинградской, Волгоградской, Новосибирской, Оренбургской, Ульяновской областях.

Госзаказчики, сказано в материалах проверки, формировали технические задания для аукционов путем исключения из торгов компаний, производящих конкурентную продукцию. Из-за чего  закупки осуществлялись по начальной максимальной цене, без снижения.

В результате только при закупках компьютерных томографов потери федерального бюджета составили 3,5 миллиарда рублей. На эти деньги, приходят к выводу специалисты, по-хорошему, можно было бы приобрести аналогичное  количество медоборудования.

А есть еще и сопутствующие проблемы. Например, отсутствие квалифицированного сервисного обслуживания. Поскольку при проведении торгов на него предпочтение отдается предложившим наименьшую цену фирмам, а не тем, у кого действительно  имеются база, квалификация. И это соответствует закону! Хотя можно было бы заключать контракты на сервисное обслуживание с фирмами-производителями, но этот вариант почему-то игнорируется.

Как известно, результаты проверки вызвали гневную реакцию Д.Медведева. «Это, на мой взгляд, не коррупционная составляющая, а абсолютно циничное, хамское воровство государственных денег, — сказал он. — Эти люди ни стыда, ни совести не имеют».

А среди многочисленных интернетских откликов на его слова есть и такой: неужели Дмитрий Анатольевич ничего не знал — поинтересовался бы системой закупок обыкновенных компьютеров в госучреждениях и тем, как их цена отличается от предлагаемой производителями…

То, что посредники — мощная составляющая российского бизнеса, известно всем. И закон о госзакупках и замышлялся для того, чтобы поставить барьер для таких фирм. В общем, хотели как лучше. А получилось, что добросовестному производителю трудно выигрывать тендеры и конкурсы. Посредники же и перепродавцы великолепно себя чувствуют…