В последнее время участились случаи «лазерного» хулиганства. Не раз лазерной атаке подвергались и экипажи самолетов, приземлявшихся в Ростовском аэропорту.
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
И вот в ДГТУ на кафедре робототехники и мехатроники было разработано техническое решение по защите пилотов от ослепления лазерным лучом и одновременно наказанию злоумышленника еще до его задержания.
Мы не претендуем на открытие, говорит зав. кафедрой Евгений Лукьянов. Но наша разработка поможет повысить безопасность полетов.
Предлагаемое нами решение труд всего коллектива кафедры, вступает в разговор кандидат технических наук, доцент кафедры Владимир Мартынов.
Владимир Васильевич отмечает, что в мире существует несколько способов защиты глаз человека от лазерного излучения. Например, использование очков с цветными стеклами, поляризационными фильтрами, со стеклами, задерживающими излучение определенного цвета, или, скажем, оптические затворы, используемые в автоматических масках электросварщиков. Такие затворы моментально заставляют темнеть стекло, когда загорается дуга, поэтому сварщику нет необходимости постоянно поднимать и опускать маску при работе. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы, поэтому нельзя говорить о том, что проблема ослепления пилотов лазерами полностью решена.
Предлагаемые учеными ДГТУ защитные очки со специальным покрытием стекол почти полностью прозрачны и не искажают цвета. Для демонстрации их защитных свойств Владимир Васильевич направляет на одно из них лучи двух типов лазеров красного и синего. Пройдя через такое стекло, луч лазера ослабевает примерно в 10 тысяч раз и становится безопасным для глаза.
Ослабление проходящего луча в таких стеклах происходит за счет интерференции (подобные явления мы можем наблюдать на стенках мыльных пузырей, в тонкой пленке масла на воде), поясняет Владимир Васильевич. Защитные свойства очков зависят от толщины и химического состава покрытия стекол. Поскольку глаз человека наиболее восприимчив к зеленому цвету, очки для пилотов должны защищать в первую очередь именно от зеленого луча лазера.
Техническим творчеством Владимир Васильевич занимался еще в школьном физическом кружке, затем в Новочеркасском политехническом институте, куда поступил после школы, потом
Ученый является автором девяти изобретений (в том числе касающихся лазерных технологий), подтвержденных авторскими свидетельствами. Как он говорит, проблема защиты глаз от поражения лазерным излучением не нова. Еще во время вьетнамской войны американские бомбардировщики ослепляли лазерным лучом зенитчиков. Тогда советские специалисты помогли вьетнамцам, установив на зенитных батареях оптические затворы.
Чем наше решение отличается от существующих? Давайте для примера возьмем автомобиль. У всех автомобилей принцип устройства один и тот же, все они имеют колеса, двигатель, кузов, приводит сравнение Владимир Васильевич. Но посмотрите, насколько различные марки автомобилей отличаются друг от друга. Вот и мы предлагаем «автомобиль», который может двигаться несколько быстрее и более безопасно. То есть отличие в обоснованном выборе конкретных параметров.
А каким образом будет наказан злоумышленник, направляющий луч лазера на самолет?
Специальные оптические элементы, установленные в кабине пилотов, отправляют луч лазера туда, откуда он был послан, на злоумышленника, независимо от ориентации кабины самолета.
И чем это ему грозит?
На некоторое время он ослепнет и, естественно, прекратит направлять луч на самолет. Если же он использует мощный лазер (более 100 мВт), то может повредить себе сетчатку глаза.
По словам Владимира Васильевича, для доведения предлагаемых решений до промышленного образца необходимо проведение