27 марта на дорогах Ростова-на-Дону из-за выпавшего снега и гололеда произошло более 50 аварий. Но поскольку скорость автомобилей по городу невысокая, то пострадавших в ДТП нет.

А какова обстановка при такой погоде на дорогах области? Предположить — несложно. Этой зимой в сводках об авариях на дорогах области, как правило, приведшим к тяжким последствиям — гибели людей, довольно часто можно было встретить формулировку «в ходе обследования места ДТП были выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети». Так что причиной трагедий в 30 процентах случаев стали гололед, снежные переметы, накаты, которые должны своевременно ликвидировать дорожные службы. 

Когда навстречу друг другу…

Ни водитель, строго соблюдающий правила движения, ни его пассажиры не застрахованы от беды на дороге. Когда машину начинает крутить на льду и выносит на встречную полосу, никакой опыт не спасет. Гололед стал причиной гибели молодой женщины, которая отправилась на автомобиле «ДЭУ-Нексия» в южном направлении утром 24 февраля по трассе М-4 «Дон». Со встречной полосы на нее неожиданно вылетел грузовой автомобиль Man. Инспекторы ГИБДД выяснили, что причиной, сопутствовавшей ДТП, стал гололед. Сотрудники Аксайского взвода ДПС еще в 6-30 утра сообщили о непорядке на дороге в компанию «Росавтодор», но техника на этом участке не появилась, а спустя два часа произошла трагедия. В отношении ОАО «Донаэродорстрой», отвечающего за содержание автодороги М-4 «Дон», возбуждено дело об административном правонарушении.

В Миллеровском районе в феврале по дороге в школу погиб десятилетний Алеша Н. Водитель автобуса не смог затормозить из-за снежного наката и наледи вблизи пешеходного перехода. Глава администрации Мальчевского сельского поселения получил предписание «…на устранение недостатков в содержании дорог». Заплатят руководители ОАО «Донаэродорстрой» и глава Мальчевского поселения  штрафы, как и предусмотрено административным кодексом, а людей не вернешь. И подобных ситуаций, когда не чищенная от снега или не посыпанная в гололед дорога стала причиной гибели людей, в отделении пропаганды областного управления ГИБДД привели немало.

По осени ГИБДД, дорожники, прокуратура проводили совместное совещание по подготовки техники к зиме. На всякий случай приняли решение: если у дорожников собственных сил не хватит, чтобы в порядок трассы привести, должны привлекать технику предприятий. Но, судя по состоянию дорог, особенно в городах, в частности в Ростове-на-Дону, этого никто не делал.

— Я живу в Северном микрорайоне, дороги которого были в ненадлежащем состоянии, — поделился своими наблюдениями заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области подполковник полиции Александр Ревин.

— Где же выход?

— Наша функция — контроль. Вот мы и выдаем представления. Раньше штрафовали только прорабов, которые ответственны за конкретный участок дороги. А это — мелочь — порядка двух тысяч. В нынешнем году ввели такую практику: наложили штраф на должностное лицо, сразу собираем документы на возбуждение административного  дела на юридическое лицо — предприятие, ответственное за дорогу. Это уже другие деньги — от 10 до 30 тысяч рублей. И серия зафиксированных нарушений довольно серьезно бьет по финансам предприятия. Представления за ненадлежащее содержание дорог получили и главы нескольких районов области — Миллеровского, Неклиновского, мэр города Ростова. Поддержала нас и прокуратура области: со своей стороны ведет проверки, направляет требования об устранении недостатков. Очень важно, что и граждане не стоят в стороне: популярным стал сайт областной ГИБДД, куда автолюбители сообщают обо всех неполадках на дорогах.

Да, приходится заниматься «бумажной волокитой» — нарушители-руководители пытаются от нас прятаться, начинают с нами судиться, «отбиваться» от наказаний. Ни одного суда мы не проиграли. Но дело даже не в серьезных штрафах. Концерн «Росавтодор» в этом году постоянно проводит мониторинг ДТП с тяжкими последствиями, и если в них присутствует дорожная составляющая, то у плохого исполнителя могут забрать деньги и передать конкурентам. Когда эта система наберет обороты, особенно при поддержке автолюбителей, которые не станут лениться, мол, я проскочил опасный участок, и слава богу, а станут сообщать об этом в официальные органы — прокуратуру, ГИБДД, пресса будет писать о том, как содержатся дороги, ситуация изменится.

А мы писали…

Мне припомнились все материалы, написанные по поводу дорожного движения, начиная от улицы Большой Садовой, на которой до сих пор нет порядка. И та же система «Безопасный город»…

— Система «Безопасный город» будет передана ведомству, в котором она и должна находиться — ГО МЧС. Там на ее содержание заложат средства, создадут областной центр видеофиксации. Тогда все без исключения нарушители получат квитанции на уплату штрафов. Только одна проблема — платить не все спешат, — подчеркнул Александр Ревин. — Нужна законодательная инициатива, чтобы на федеральном уровне были определены конкретные и сжатые сроки уплаты штрафов. А то сейчас так получается: мы печатаем штрафные квитанции, затраты идут, а поступлений не так уж много.

— А как насчет штрафов за парковку на тротуарах? По Ростову скоро пройти невозможно будет, и о каком озеленении города может идти речь, если у нас вместо газонов — стоянки авто?

— У нас не строятся подземные парковки, они не предусмотрены даже в проектах новых зданий, и на весь миллионный город одна штраф-стоянка и 5 эвакуаторов. Мы просили мэрию выделить участок под еще одну штраф-стоянку, но получили отказ. Одна надежда на то, что с первого июля автолюбители, которые припарковали автомобиль в неположенном месте, будут оплачивать не только время пребывания авто на штрафной стоянке, но и работу эвакуатора.

— Пробки на дорогах областного центра — тоже причина многих ДТП. С ними невозможно бороться?

— Мы предлагали схемы изменения движения по некоторым улицам Ростова, которые могли бы снизить напряженность. Но на все нам отвечают: «нет возможности» или «будут жалобы». Мы предлагаем строить пешеходные переходы, хотя бы — надземные, что и людей убережет от беды, и автомобилистам облегчит жизнь. Но на 2012 год запланировано строительство всего одного надземного пешеходного перехода. Предлагали перевести часть улиц Ростова — проспекты Буденновский и Ворошиловский, Большую Садовую — на одностороннее движение. Новую систему должен был просчитать институт, затраты — около 500 тысяч рублей. Но и на это у города нет денег. На шести страницах напечатали свои предложения — ни одно в мэрии не прошло. И все из-за отсутствия финансов.

— А насколько реальна идея организации в Ростове «пешеходных зон»?

— Пока — сложный вопрос: для того, чтобы машины не ездили по одной улице, к примеру, Пушкинской, на всей ее протяженности, или в районе Театральной площади, нужно, чтобы другие дороги справлялись с потоком транспорта.

— Мы не знаем, какой будет следующая зима, но к ней уже пора готовиться. Что для этого нужно сделать, кроме запланированного ремонта дорог?

— Нужно скрупулезно просчитать наличие техники у тех предприятий, которые берутся за содержание дорог, очистку их от снега, а также ее состояние, готовность к работе. Муниципалитеты должны разорвать договоры с теми организациями, по вине которых дороги зимой находились в ненадлежащем состоянии. Четко обозначить особо опасные — аварийные участки. И главное — водителям не быть сторонними наблюдателями в этом деле, сообщать о состоянии дорог в ГИБДД, муниципальные службы.

— Думаю, стоит на этих участках еще поставить и знаки с телефонами, куда необходимо звонить, с названием организации, которая несет ответственность за состояние дороги. Чтобы каждый водитель знал, кому предъявить претензии.