Из отпуска моя знакомая возвращалась на поезде. Ехала в купе с супружеской парой и обаятельным мужчиной, «капитаном дальнего плавания». Он много рассказывал о традициях и обычаях народов стран, в которых побывал.

«Очень эрудированный, приятный в общении человек», — делилась знакомая. Каково же было ее удивление, когда ранним утром в купе зашли двое полицейских и попросили его собрать вещи и пройти с ними куда следует. Как потом выяснилось, обаятельный и привлекательный мужчина оказался вовсе не капитаном, а вагонным вором. Моя наивная знакомая удивлялась: «Как такое может быть?»

— Может, — говорит начальник Ростовского линейного управления МВД России на транспорте Игорь Бояринов. — Воровство в поездах явление нередкое. Недавно мы задержали вора с «мешком» чужих мобильных телефонов. Однако стоит отметить, что подобные преступления быстро раскрываются.

Всевидящее «око»

В рамках реализации федеральной «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» для профилактики и пресечения краж, а также всякого рода ситуаций, угрожающих жизни пассажиров, на территории оперативного обслуживания Ростовского линейного управления МВД России на транспорте установлена и используется система видеонаблюдения. Она включает около 200 видеокамер, в том числе на станциях Ростов — Главный, Сельмаш, Батайск, Новочеркасск, Сальск. Вся поступающая информация архивируется в автоматическом режиме. Камеры видеонаблюдения на станции Ростов — Главный работают в режиме Ситуационного центра видеомониторинга, в котором несут службу сотрудники роты патрульно-постовой службы Ростовского линейного управления МВД России на транспорте и сотрудники частного охранного предприятия РЖД.

За тем, где, что и как происходит, следит и Игорь Юрьевич. На установленном в его кабинете мониторе можно увидеть даже отдаленные станции, вокзалы, поезда. На вокзале Ростов — Главный — 53 видеокамеры, на его территории — 149. Они установлены таким образом, что захватывают, казалось бы, ее самые незаметные участки. А разрешение изображения такое, что отчетливо «читаются» номера машин. Преимущество видеокамер еще и в том, что они подключены к единой системе видеонаблюдения управления МВД Ростова «Безопасный город».

— Кстати, мы одни из первых в России технически связали свою систему видеонаблюдения с системой «Безопасный город», — подчеркивает Игорь Юрьевич.

Так что, если какой-либо злоумышленник решит, что, покинув вокзал на автомобиле, ему не столкнуться с полицией, ошибется. По номеру машины полиция быстро определит ее хозяина со всеми вытекающими последствиями.

Одно слово — техника

При покупке билетов служба оповещения вокзала Ростов — Главный предупреждает пассажиров, чтобы к поезду они прибывали заблаговременно. А не за пять минут до отправления состава. Почему? Чтобы успеть пройти досмотр багажа. Сегодня на входе в вокзал, как и в аэропорту, установлены рамки металлоискателей, рентгеновские телевизионные приборы, которые выявляют, нет ли в ручной клади, багаже, у пассажиров недозволенных к провозу предметов, наркотических и взрывоопасных веществ. В этой работе сотрудникам досмотра помогает кинологическая служба транспортной полиции, и вневедомственной охраны Ростовского железнодорожного вокзала.

Здесь же, на вокзале, установлены кнопки экстренного вызова транспортной полиции. Аналогичная система есть и в поездах. Несмотря на то, что наряды полиции постоянно курсируют из вагона в вагон, обеспечивая общественный порядок в поезде, эксцессы порой случаются. Шумные, пьяные компании заставляют сознательных пассажиров потянуться к кнопке вызова полиции.

— А бывают самые трудные периоды в работе полиции? — спрашиваю Игоря Бояринова.

— Каждый день трудный, — отвечает он. — Но особенно напряженным является летний курортный сезон, когда большинство людей отправляются на отдых. Только этим летом мы обеспечили безопасность перевозки более 200 тысяч детей в летние оздоровительные лагеря. Для перевозки детей были оборудованы специальные поезда с ремнями безопасности, лестницами, дополнительными упорами на верхних полках, чтобы никто из них не упал. Любое происшествие с ребенком нами расценивается как чрезвычайное. Но ничего подобного не случилось.

Главное — диалог

По словам Игоря Юрьевича, больше хлопот доставляют футбольные фанаты, когда едут «болеть» за свою футбольную команду в тот или иной город. Для таких случаев существует специально разработанная методика. Здесь важно организовать взаимодействие с другими подразделениями полиции. Оградить пассажиров и подвижной состав от чрезмерно активных соседей. Бояринов вспоминает, как, разместившись в двух вагонах, приняв на грудь, большая группа фанатов стала выкрикивать речевки, приставать к отдыхающим в плацкартном вагоне людям. На помощь испуганным пассажирам пришли полицейские. Дружески побеседовав с футбольными болельщиками, стражи порядка (которых было всего-то двое) перевели 40 фанатов в один вагон. На ближайшей станции зачинщики беспорядка были сняты с поезда, остальные спокойно доехали до места назначения.

— Конфликтные ситуации мы стараемся решать мирно, — говорит Игорь Юрьевич. — Если же полицейские поступают жестко, это не значит — беззаконно. Мы действуем согласно закону, — подчеркивает Игорь Юрьевич.

— А когда злоумышленники разбирают железнодорожные пути на металлолом, это касается безопасности? — вдруг задает он вопрос.

— Ещё бы! — отвечаю.

— На особо опасные участки дороги мы направляем оперативные группы. «Высаживаем» их, как цветы на клумбе.

Бояринов говорит, что если человек купил билет на поезд, в пункт назначения он должен приехать живым и здоровым. Сотрудники Ростовского линейного управления МВД России на транспорте по СКФО всеми средствами стараются обеспечить безопасность каждого пассажира.