Не знаю, существует ли какая-то «официальная» примета на этот счет, но, думаю, встретить с утра инспектора ГИБДД для водителя — не самое приятное событие. Впрочем, в этот раз некоторые отделались лишь потраченными пятью минутами. Были и те, кому повезло меньше — в Ростове проверяли состояние общественного транспорта.

Уже в первые три часа рейда полицейские составили 33 протокола об административных правонарушениях. Особое внимание обращали на наличие прав, путевок, соответствие указанных категорий, задолженности по штрафам. Проверяли физическое состояние водителей, не упустили из виду и техническое состояние общественного транспорта.

Как пояснил начальник управления МВД по Ростову Юрий Кравченко, проведение рейда связано с участившимися жалобами на водителей маршруток и автобусов.

— Чаще всего ростовчане сообщают о некорректном поведении водителей общественного транспорта, нарушениях ПДД и правил перевозки пассажиров. Поэтому нами совместно с общественным советом при городском управлении МВД было принято решение о проведении проверки. По итогам этого рейда наказания за нарушения грозят как самим водителям, так и особо злостным компаниям-нарушителям. Они могут и лицензии лишиться на осуществление пассажирских перевозок, — рассказал Юрий Кравченко.

Всего за три дня проведения рейда полицейскими выявлено 180 правонарушений. Из них шесть случаев уклонения от исполнения административного наказания — неоплата ранее выписанных штрафов. Один из таких злостных нарушителей даже «схлопотал» шесть суток ареста. Обнаружив большие задолженности, полицейские доставили водителей автобуса к мировому судье, который и вынес решение о заключении под стражу.

Полицейские зафиксировали также 14 случаев управления неисправным транспортным средством и около сотни нарушений ПДД. А один из водителей даже не имел при себе документов.

Из 59 случаев нарушения правил пассажирских перевозок, выявленных в ходе рейда, большинство касалось перевозки стоящих пассажиров.

«Опасно!» — убеждают представители ГИБДД. «А как до работы тогда добираться?» — возражают скрюченные пассажиры. Да и сами водители маршруток, несмотря на рейды, протоколы и штрафы, продолжают перевозить людей, стоящих в салоне.

— Ну, смотрите, я работаю на транспортном предприятии, в день мне надо сдать 3500 рублей плана. Плюс заправиться на полторы тысячи. Литр солярки сегодня стоит уже 28 рублей. Итого: пять тысяч в день я должен заработать обязательно. Давайте теперь считать: проезд стоит 17 рублей, чтобы собрать требуемую сумму, я должен перевезти 295 пассажиров. Мест у меня в салоне — тоже 17. Предположим, что сели люди в одном конце маршрута и доехали до противоположного. Чтобы заработать пять тысяч рублей, мне нужно сделать 17 таких рейсов. Работаю обычно часов по шестнадцать в день. Получается, мне нужно на рейс тратить меньше часа, чтобы не только обязательный минимум заработать, но и что-то себе в карман положить. А в час пик бывает, что в один конец маршрута два часа добираешься. Так что у меня нет другого выхода, кроме как брать «стоячих» пассажиров, несмотря на все рейды. Обычно о таких облавах мы узнаем тут же: диспетчеры расскажут или коллеги предупредят. И если уж совсем не хочется общаться с гибэдэдэшниками, можно в любой момент сойти с линии. Хотя, по мне, проще штраф заплатить и все, — объяснил мне «математику» рейдов Владимир, водитель маршрутки № 38.

Получается, рейды — рейдами, безопасность — безопасностью, но реальных выходов из транспортного коллапса в Ростове пока не существует. Остается жить светлой надеждой на метро… Или ходить пешком — еще и полезно.