В Ростовской области 3 % от общего числа преступлений совершают те, кому нет еще 18 лет.

 Чаще всего подростки осуждаются за кражи. Далее по убывающей следуют преступления против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности, незаконный оборот наркотиков.

В Ростовском областном суде проанализировали практику рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних за последние три года. О результатах на заседании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка на Дону рассказала председатель Ростовского областного суда Елена Золотарева.

Самые распространенные наказания для подростков – штрафы и меры принудительного исправления. Самые жесткие – реальное лишение свободы (109 случаев за 2017 год) и условные сроки (155 случаев в 2017 году).

Елена Золотарева привела примеры того, какими разными могут быть личности, наказанные условно и реально.

Например, в Зерноградском районе 17-летняя девушка попалась на краже и получила условный срок. Все потому, что суд учел все ее жизненные обстоятельства. Еще до совершеннолетия девушка сама стала матерью. На момент совершения преступления на ее иждивении находился малолетний ребенок. Сама подсудимая работала по найму. Мотивы ее преступления понять легко.

А вот другой пример: в Волгодонске несовершеннолетний был приговорен судом к реальному лишению свободы. При вынесении такого решения суд учел, что еще несколько лет назад подсудимый бросил учебу в школе, наркоманил, был осужден за совершение преступления. Через месяц после выхода из колонии совершил новое.

То есть, подчеркивает Е. Золотарева, объективно оценить меру ответственности можно только при индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему обвиняемому.

При рассмотрении преступлений, совершенных подростками, на каждого из них должна составляться так называемая карта социального сопровождения. Помощник судьи должен знакомиться не только с подсудимым, но и с его окружением – родителями, опекунами, друзьями, учителями, одноклассниками. Такой подход позволяет получить максимальное представление о личности подсудимого и о той социальной среде, в которой он обитает. Главная задача суда – не просто наказать подростка, но попытаться добиться его возвращения в нормальное общество в дальнейшем.