Уж не знаю, почему так получилось, но самым джазовым временем для донского края оказалась осень. И наиболее глухая ее пора — ноябрьская — пришлась на фестивали «Jazz по-ростовски». Вот уже одиннадцатый ноябрь звучат на донских площадках его биг-бэнды и студио-ансамбли. Играют зарубежные и отечественные мэтры джаза. И, конечно, донские мастера. Ростов продолжает уверенно держать планку джазовой столицы.
Фото/Видео: Александр Поготов
— Как хотите, а стоило подниматься ни свет, ни заря, мчаться через всю Москву на утренний самолет в Ростов, чтобы вечером в Волгодонске встретить такого зрителя...
Своего зрителя Кролл встретил и следующим вечером в Ростове. Те сотни человек, что собрались в театре имени Горького, не уставали аплодировать мастерству маэстро и его квартета «Мы из джаза». Наверняка не у одного сжалось и быстрее застучало сердце, когда в авторском исполнении прозвучали звуки «Танца гаучо» из ставшего культовым фильма Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Да и само название ансамбля пришло из другого легендарного шахназаровского фильма и как нельзя лучше выражает существо исполнительского стиля его музыкантов. Стиль этот определяется сплавом мастерства, уважения традиций и неустанного поиска.
Хотя возможен ли плодотворный поиск без мастерства и выучки? Именно потому на одной сцене с маститыми Анатолием Кроллом и контрабасистом Григорием Зайцевым оказались тонко чувствующий природу джаза и виртуозно владеющий инструментом саксофонист Тимур Некрасов из поколения 30-летних и совсем молодой студент «Гнесинки», но уже успевший сделать себе имя в мире джаза ударник Дмитрий Сапожников. Чем-то неуловимо напористая манера его игры напоминает легендарного Тони Розенгартена. В 1975 году, когда американский барабанщик вместе с другими китами нью-йоркского джаза приезжал в Ростов, ему было примерно столько же лет, сколько сегодня Дмитрию. И так же, как тогда Розенгартен блеснул трехминутным соло в знаменитой «Балладе о Мэкки-ноже», заставив буквально петь свои барабаны, так сейчас Сапожников, что называется, «зажёг» при исполнении «Каравана» — шедевра на все времена Дюка Эллингтона и Хуана Тизола.
А Некрасов в пьесе Кролла «Приближение» сумел раскрыть лирические возможности своего инструмента. Они у саксофона поистине неисчерпаемы.
Сам маэстро Кролл своей игрой не устает доказывать: джаз, как всякая настоящая музыка, оставаясь глубоко национальной, способна впитывать в себя другие музыкальные культуры, адекватно выражать душу другого народа,
становясь близкой и понятной ему. Сыгранная квартетом пьеса «Славянская грусть» Анатолия Кролла, идеально джазовая и в чем-то даже авангардная по форме, остается глубоко русской по содержанию.
Так же, как русской осталась и «Тарантелла» в исполнении другого джазового пианиста — непременного участника многих фестивалей «Jazz по-ростовски» петербуржца Александра Кондакова. Да, тарантелла – итальянский танец, веселый и одновременно грустный. Как Кондакову удалось передать это чисто итальянское единство противоположностей — его секрет или, как сейчас говорят, фишка. Но эта пьеса оказалась не просто музыкальной зарисовкой на итальянский сюжет. Это — впечатления русского человека от Италии.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ о музыкантах, то и на этот раз оказались на высоте ростовчане. И хорошо знакомый ростовским любителям джаза тромбонист Евгений Белин, участник всех 11 фестивалей «Jazz по-ростовски», посвятивший сольное выступление памяти «золотого тромбона Ростова» Якова Кюльяна, и ударник Максим Кабальскис, сумевший внести свою собственную краску в кондаковские композиции. Его филигранные кружевные ритмы пришлись в квинтете как нельзя более кстати, придав дополнительную лиричность всему выступлению ансамбля Кондакова.
Кабальскиса, который, несмотря на молодость, уже успел отметиться во многих нерядовых джаз– и рок-группах, в тот вечер можно было увидеть и в составе открывавшего ростовский концерт фестиваля молодежного трио Евгения Побожия. Музыку, что они играют, ведущий концерта — главный редактор столичного журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков охарактеризовал как «джаз XXI века».
Если трио Побожия открывало концерт, то закрывал его государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Легендарный биг-бэнд, отметивший в этом году свое 80-летие, внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый «долгоиграющий» джаз-оркестр в мире. Давно уже нет так гремевших на весь СССР эстрадных (стыдливый эвфемизм полузапретного в ту пору слова «джаз») оркестров Утесова, Рознера, канули в небытие сильные республиканские коллективы Армении и Грузии. А «шанхайцы» – так неформально называют оркестр, который 80 лет назад в Китае возглавил 18-летний музыкант Олег Лундстрем — живут и продолжают восхищать своим искусством. На их счету — 10 тысяч концертов…
ПРОДЮСЕР и автор-координатор проекта «Jazz по-ростовски» Рафаиль Туишев признался, что заполучить для выступления легендарный биг-бэнд было его давней мечтой. И вот эта мечта осуществилась. Оркестр, которым сегодня руководит один из лучших отечественных джазовых пианистов народный артист России Борис Фрумкин, представил ростовскому зрителю лучшие образцы «большого стиля», посвятив свое выступление памяти немеркнущих звезд российского и донского джаза. И, конечно, не могли не прозвучать пьесы Дюка Эллингтона, чье 115-летие отмечалось в этом году. «Асфальтовые джунгли», «Старый цирковой поезд»… И все — в авторских аранжировках.
— Как они нам достались, раскрывать не будем, — заметил в этой связи Фрумкин. — Но мы намерены и дальше пополнять нашу нотную библиотеку и репертуар…
Автору этих строк посчастливилось быть на том уже давнем легендарном ростовском концерте оркестра величайшего из джазменов. В авторском исполнении звучала тогда вся эллингтоновская классика. Не ударяясь в воспоминания, могу лишь сказать: исполнение «шанхайцев» вполне достойно сравнения.
Говорящий факт: трое из входящих в первую десятку джазовых пианистов играли на XI фестивале «Jazz по-ростовски». Это — свидетельство его высокого уровня. И совсем не случайно один из мэтров – народный артист России Анатолий Кролл — стал художественным руководителем «Jazz по-ростовски».
Невозможно не согласиться с А. Кроллом: у «Jazz по-ростовски» есть все данные, чтобы превратиться в один из мощных донских брендов. Только для этого нужно, чтобы фестиваль стал делом не одной лишь группы энтузиастов, как это было все 11 лет его существования. Нужна поддержка властей, и не только моральная. При этих условиях фестиваль «Jazz по-ростовски» мог бы стать всероссийским…