15 февраля в донских городах и станицах отметили День памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

ИМЕННО этим февральским днем в 1989 году последний советский солдат покинул Афганистан. Здесь наша армия 10 лет отстаивала интересы своей страны. Среди «горячих точек», таких, как Сирия и Ангола, Корея и Египет, Афганистан стал особым символом героизма, олицетворением беспримерного мужества и стойкости советского, русского солдата.

На днях голос донского «афганца», кавалера трех орденов Красной звезды, автора «Синевы» и «Памяти», других известных военных песен Олега Гонцова зазвучал в Сирии на военной базе Хмеймим. Сюда музыкальная группа «Ростов» прибыла вслед за «Агатой Кристи», хором Александрова, Денисом Майдановым и Викой Цыгановой. Рядом с Гонцовым в «Ростове» – другой герой Афгана Асватур Сагирян. Это его голос с песней «Мы уходим» звучал за кадром в февральский день 27 лет назад, когда наши войска выходили «из-за речки». 

Первый сирийский концерт «Ростов» вместе с Кубанским казачьим хором дал на летном поле. Голоса приходилось напрягать, когда очередной борт уходил на борьбу с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Кстати, перед самой поездкой в Сирию «ростовчане» вновь побывали в Афгане, и там узнали многое о зверствах этой запрещенной в России структуры. «Из-за речки» вернулись с ощущением, что ни у талибов, ни у ИГИЛ (запрещена в России) нет идеологии, что эти структуры конфликтуют, воюют там, где больше платят. В одну из предыдущих поездок в Кабул «Ростов» выступил с концертом в российском посольстве. Гонцов снялся в фильме, посвященном выводу советских войск из Афганистана. На английском кладбище в Кабуле он нашел могилу казака, похороненного там в 1942 году. На памятнике была надпись «Г.С. Герасимов. Слава Богу, что мы казаки!» Выяснилось, что Герасимов – уроженец донской станицы. Какими судьбами его занесло так далеко от родины?

«Боевые гитары, я вам песню пою! // Да, гитара не пара автомату в бою. // Но, поправ все законы в этом мире скупом, // Вы горели в колоннах заодно с игроком…» 

Свои песни музыканты группы «Ростов» писали для уже несуществующей страны. Наши военные в Сирии выросли под другие мотивы. Однако афганских песен они ждали с нетерпением. Спрашивали «ростовчан»: «Мы уходим» будет? А «Синева»?». Просили автографы.

257 из 9000 наших земляков, которые выполняли в советское время интернациональный долг, погибли, пропали без вести семеро, стали инвалидами 170 человек. 15 февраля 2016 года, в день вывода советских войск из Афганистана, собравшиеся у мемориалов искренне соболезновали всем, кто пережил невосполнимую потерю боевых товарищей, своих близких – сыновей, мужей, отцов. Отдавали дань уважения тем, кто, выполняя боевой приказ, проявил высочайшую силу духа, самоотверженность, героизм. Они воевали в чужой стране. Но об этом почти ничего не знал собственный народ – ни о причинах, вызвавших войну, ни о целях, ни об отваге наших солдат и офицеров. И зачастую непонимание оборачивалось ещё одной болью. Опираясь на солидарность и взаимную поддержку, донские «афганцы» научились справляться с физическими и моральными травмами. В гражданской жизни они сберегли и укрепили узы военного братства.

– В оценках драматических событий в Афганистане Советский Союз нередко представляют только как воюющую сторону, – говорит «афганец», руководитель Ростовской городской организации «Боевое братство» Петр Кулинченко. – Дискуссии вокруг характера этой войны порой затмевают важные аспекты нашей интернациональной помощи афганскому народу. Если мы были «оккупантами», как считают некоторые наши зарубежные «партнеры», то вели себя довольно странно: поставляли населению продовольствие и топливо, одежду, сельскохозяйственный инвентарь, лечили больных, преподавали в учебных заведениях, строили жилые дома, обеспечивали работу важных для страны предприятий, электростанций, ирригационных сооружений.


В ГИМНАЗИИ № 76, как и во всей России, 15 февраля отмечаются День памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, и годовщина вывода советских войск из Афганистана. В музейном уголке – экспонаты времен той войны, личные вещи воинов-афганцев, военная форма «шурави» (советских солдат), патроны, снаряды, фрагменты оружия, национальная одежда народов Афганистана, письма солдат, книги и художественная литература, посвящённые теме войны в Афганистане, с авторскими надписями. «Мушавер» Кулинченко, как и «шурави» Гонцов, сотни их боевых товарищей продолжают с честью выполнять свою миссию…


Валерий СИПЕТИН,
член координационного совета областного отделения «Боевого братства», 
журналист «Нашего времени»