
Новочеркасский следственный изолятор, известный в свое время как «расстрельная» тюрьма, отметил свое 100-летие. Здесь содержатся те, кто находится под следствием либо в период судебного разбирательства или апелляции.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
История создания этого мрачного заведения началась с проекта, разработанного военным инженером генерал-лейтенантом де Волланом. В нижней части города возвели недалеко от реки Тузлов «тюремный замок», который стал обслуживать всю Область войска Донского. В день здесь могло содержаться от 500 до 800 человек. Так, согласно исторической справке за 1859 год, здесь содержалось 639 мужчин и 182 женщины. Рост населения и, соответственно, преступности, особенно среди неказачьего иногороднего населения требовал строительства современной областной тюрьмы. К тому же в старом здании из-за нехватки помещений не могли оказывать достойную медицинскую помощь.
В 1914 году Главное тюремное управление разрешило Войсковому правительству нанять двух десятников, по-современному прорабов, на строительство в Новочеркасске корпусов новой областной тюрьмы. Но в ходе стройки, когда уже были возведены все четыре этажа, в ночь на 11 января 1915 года произошло внутреннее обрушение здания «новостроящейся тюрьмы». Тем не менее строительство было завершено. Новочеркасская тюрьма по условиям содержания заключенных соответствовала в то время лучшим современным российским и западным требованиям. За век своего существования она заметно перестроилась, расширилась и укрепилась современными средствами охраны и защиты.
Новочеркасская тюрьма (сегодня – это следственный изолятор СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области) славилась не только строгой дисциплиной и порядком, но и тем, что из нее никому не удавалось сбежать, хотя в разное время попытки были. Первая попытка побега была зарегистрирована в 1916 году, когда осужденные хотели сбежать через тюремную баню. В разное время среди сидельцев здесь были заместитель командующего 6-й армией вермахта фельдмаршала Паулюса, будущий академик Сергей Королев, убийца и насильник Андрей Чикатило, которого здесь расстреляли по приговору суда. После введения в России моратория на смертную казнь единственный оставшийся в живых «смертник» был переведен отбывать пожизненное заключение в Соловках. Пока шло судебное разбирательство, здесь находилась и Надежда Савченко, с которой из-за ее голодовок были проблемы.
Сегодня в изоляторе содержатся 1600 человек, сто из которых уже осуждены к различным срокам заключения и занимаются хозяйственными работами. Остальные ждут результатов следствия либо судебного приговора. По мнению сотрудников изолятора, криминальный мир значительно помолодел и стал более изощренным в своих преступных деяниях. Основные статьи, по которым здесь находятся, сбыт и хранение наркотиков, мошенничество, сексуальное домогательство к малолетним. Большое количество несовершеннолетних находится по 105-й статье Уголовного кодекса за убийство. Хотя, по словам ветеранов уголовно-исполнительной системы, далеко не все отсидевшие положенный срок в тюрьмах и колониях вновь выходят на преступную тропу. Примеров тому много. Вот некоторые из них. Когда-то в Новочеркасске был ограблен банк. Грабитель отсидел срок, остался жить на Севере. Стал вполне нормальным человеком, открыл частное охранное предприятие и напрочь забыл о преступном мире. Или другой случай. Один из ведущих специалистов по взлому сейфов, а это высшая лига воровского мира наряду с карманниками, будучи в колонии, принял решение больше не вскрывать сейфы, а изготавливать их. Что и сделал, когда освободился. Открыл производство в Ростове и удачно работает. Таких примеров можно привести множество, но это уже совсем другая история.

