В Ростове весь день проходили военно-патриотические мероприятия в честь 80-летия со дня освобождения Донской столицы от немецких захватчиков. Во время торжественной церемонии возложения цветов на мемориальном комплексе жертвам фашизма «Змиевская балка» начали срываться капли дождя. Пусть и банально, но этот знак восприняли как скорбь неба по погибшим.

Большинство участников этой церемонии — студенты ростовских вузов. И приехали многие из них уже после пар, говорят, сами вызвались — дата очень важная, тем более юбилейная. Здесь и ДГТУ, и РИНХ, и таможенная академия. Парни с военной кафедры РостГМУ и вовсе украсили мероприятие своей военной формой. Все приехали пораньше, чтобы успеть заглянуть в музей. 

— У нас сегодня нерабочий день вообще. Но к нам попросились на экскурсии сразу восемь учебных заведений. Как тут не открыть двери? Мы всегда гостям рады, — говорит директор музея мемориального комплекса Виктор ШУТОВ. 

Интересу школьников и студентов он оказался рад. Как обычно решил перед тем, как начать свой рассказ, проверить: а что группам уже известно. Несколько из них, признается Виталий Николаевич, расстроили его незнанием простых истин: «Скажем, когда началась Великая Отечественная война и Первая мировая». 


Для справедливости мы решили проверить, есть ли среди пришедших на возложение те, кто этого не знает. Повезло — таких не встретили. 

Наоборот, познакомились с теми, для кого сегодняшняя акция не разовое мероприятие. Студентка РИНХа Розалия БАЗАЗЯН форму, кажется, надевает чаще платьев — то от вуза, то от общественных организаций в течение всего года, а не только в преддверии важных дат участвует во всех событиях, что связаны с Великой Отечественной войной:

— Кто-то меня может и не понять, но я всегда иду на такие события по зову своего сердца. Так важно не забывать подвиги своих предков. Они в свое время жертвовали своими жизнями ради нас. А нам теперь жалко времени, чтобы приехать в места гибели героев — хотя бы на минутку: возложить цветы и почтить память молчанием?..


Кирилл МОНИД учится на медика, но знаний об истории города в период войны столько, что позавидуют профильные студенты. Читает книги, находит информацию в библиотеке, смотрит документальные фильмы о жизни тех лет для себя — как-то в школу на урок истории готовил проект об оккупации города, проникся, стал изучать. В профессии, может, эти знания не пригодятся, но «только же ей жизнь не ограничивается». 

Кого больше: тех, кто историю знает или не знает — не возьмусь судить. Но вот уж точно: пока первые есть (в меньшем или большем соотношении — неважно), можно говорить о сохранении памяти для будущих поколений.

Молодежь такая же разнородная, как и старшее поколение. Сегодня же нам пример: пока колонной поднимались от вечного огня к дороге, нам навстречу вышел мужчина средних лет.

— А в честь чего собрались? — громко спрашивает он и получает ответ от кого-то из студентов…