Гости фестиваля средневековой культуры катались на лошадях, стреляли из лука и фехтовали на копьях. Главным действом «Рыцарского стана» стали зрелищные бои между средневековыми воинами.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
В центре майдана — ристалище. Ринг огорожен деревянными заборами, которые скреплены между собой веревками. На первый взгляд, выглядит ненадежно. Но уже в первом сражении бойцы обрушиваются на ограждение, и оно проходит проверку на прочность.
Соревнования проходят в нескольких категориях. Дуэли, потом полупрофбои, где разрешены удары щитом и любой частью тела, бои на алебардах. Их в этом году ввели впервые. Алебарда — это оружие с длинным древком и двойным наконечником — острие копья и клинок боевого топора. Посередине ристалища натягивается веревка, по обе стороны от которой стоят противники. Переходить на чужую часть ринга нельзя. За каждый удар, нанесенный противнику, бойцы получают очки.
Бой на алебардах между Дарьей Капитоновой (Северное копье) и Александрой Бричкой (Школа ИСБ) (слева направо)
Победительницей среди девушек становится Александра Бричка. Спортсменка искусно фехтует, почти не получая ударов взамен. Мастерство помогает ей выиграть и в других номинациях: дуэли и профессиональные бои. Здесь уже на мечах.
— Чтобы победить, нужно быть быстрее, выше, сильнее и, главное, креативнее, чем твой соперник, — говорит Александра. — Нас в школе исторического средневекового боя учат не только быть сильным, но и думать головой. Например, если ты легкий и маневренный, у тебя есть отличная возможность бегать от соперника или повалить его за счет силы его собственного толчка.
Александре 20 лет. В школе исторического средневекового боя занимается всего два года. На фестивале явный фаворит среди девушек.
Следом за женскими боями начинаются мужские. В бою 3*3 сражаются ростовские команды — клуб «Станица» и школа исторического средневекового боя. На ристалище зрители вновь видят Александру. Спортсменку взяли в команду наравне с мужчинами. Александра признается, что этот бой сложный. Однако держится все сражение, и ее команда побеждает. Во втором бою состав тройки из Школы ИСБ меняется, и здесь удача оказывается на стороне клуба «Станица». Победу команде приносит Сергей Дьяков.
— Драться можно разными способами: применить тактику или просто разделиться по парам. Я выбрал борьбу. Все остальные лежали, и мы остались с соперником вдвоем. Но он потерял двуручное оружие, а я свое сохранил. Можно сказать, везение, — говорит Сергей.
Боец занимается в краснодарской школе ИСБ. На фестиваль приехал с женой Валерией. Девушка сама на мечах не фехтует, мужа поддерживает, помогает ему снять доспехи после сражения, несет щит и меч.
Бойцы — участники военно-исторических клубов На Сергее — реплика татаро-монгольского доспеха с элементами европейской защиты начала 14 — конца 15 века. Внутри хлопковый стеганый халат, сверху жилет, к которому изнутри прикреплены железные пластины. Локти, колени, стопы тоже покрыты железными латами. Такое обмундирование весит 25—30 кг, шлем — еще 8 кг.
Ярославу, участнику ростовской гильдии фехтовальщиков, сражаться легче — он дерется без доспехов. Однако из-за этого удары ощущаются сильнее.
— Больно, но не страшно, — говорит Ярослав. Еще до начала своих показательных боев он демонстрирует технику и учит гостей фестиваля фехтовать копьем.
В исторических боях есть и «удаления». За нарушение судьи могут посадить рыцаря на ристалище. К оружию в этом раунде он уже не возвращается.
В этом году на «Рыцарском стане» можно пройти «Школу рыцаря». При входе в парк всем гостям выдают квест-карту с обязательными навыками средневекового воина: верховая езда, метание копья, стрельба из лука. Прошел все локации и посвящен в рыцари — участвуешь в розыгрыше призов.
Одеты в костюмы и некоторые гости фестиваля. Так Ксения Ноженко и Вероника Панченко сами пошили плащи и стали эльфами из фильма «Властелин колец».
Научиться чему-то средневековому можно и вне квеста. На территории парка расположены рабочие столы ростовских мастеров. Неподалеку от ристалища можно вылепить собственную посуду из глины. Стол окружили дети. Здесь и кружки с заячьими ушками, и тарелки в форме короны. Желающие могут выкупить свою посуду. В гончарной мастерской ее обожгут в печи, раскрасят, и через три недели можно забирать готовое керамическое изделие.
Есть сувениры, которые можно получить быстрее. На память гости печатают картинки с помощью линогравюры, чеканят монеты и плетут соломенных кукол.