В ростовском патриотическом центре «Победа» прошла акция «Беслан. Трагедия, которую никогда не забудут».
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
День знаний – праздник для всей России. А в маленьком городе Беслан в Северной Осетии первые дни сентября – дни траура. Здесь уже два десятилетия поминают тех, кто когда-то ушел на праздничную линейку в школу №1 и больше не вернулся домой.
Утром 1 сентября 2004-го одни, держа за руку маму и папу, шагали в первый класс, другие бежали до школьного двора наперегонки с товарищами, третьи спешили в школу на работу.
Туда же в это время направлялась и группа из 32 чеченских боевиков. Их главарем был Руслан Хучбаров. На своем грузовике, забитом оружием и взрывчаткой, банда миновала пост в селе Хурикау и двинулась в Беслан – требовать вывода российских войск из Чечни и независимости республики. Местная милиция остановить их не смогла…
Подъехав к школе, террористы загнали в спортивный зал всех, кто попадался им на пути. Данные разнятся, но точно известно, что в заложниках оказались свыше тысячи человек. В тесноте, духоте и страхе им пришлось провести несколько суток. Людям не разрешали выходить в туалет, не давали еду и воду…
…На мемориальном стенде в центре «Победа» в Ростове около каждого снимка из Беслана стоят бутылочки с водой. Их когда-то так не хватало заложникам. А еще лежат красные гвоздики.
Зрительный зал погружен в тишину, пока на большом экране показывают документальный фильм «Черный сентябрь». В этой картине собраны воспоминания некоторых участников теракта: матери, потерявшей дочь, двух девушек, у которых погибла младшая сестра, парня, лишившегося отца... В том сентябре похороны были чуть ли не в каждом доме…
При штурме здания бесланской школы №1 и спасении заложников погибли три бойца «Альфы» и семь бойцов «Вымпела». Ценой своих жизней они спасли сотни человек. О боевых товарищах, отдавших жизнь в борьбе с боевиками в Беслане, рассказывает региональный представитель военно-патриотического центра «Вымпел» Сергей Игнатов.
– Смотришь, на груди написано «спецназ» – сухое слово. Но за этим сухим словом стоят живые люди, которые, не щадя себя, выполняют воинский долг. Офицер Олег Ильин, позывной «Маячок», всегда такой жизнерадостный, собирался в отпуск. Когда пришла информация о Беслане, он отпуск свой отменил и уехал туда. 3 сентября группе Ильина поставили задачу – провести доразведку в районе школы. На месте прозвучал взрыв, и из здания начали выбегать дети. Боевики стали стрелять им в спины. Олег с однополчанами обеспечил огневым прикрытием школьников. Позже был смертельно ранен…
Одним из первых бойцов «Вымпела» погиб офицер Андрей Туркин, позывной «Черкес». Когда его группа зашла в здание, он своим телом накрыл брошенную сепаратистами гранату. Андрей спас своих боевых товарищей и детей, которые находились рядом…
Александр Перов мечтал поступить в академию ФСБ и продолжить карьеру. У него всегда легко все получалось в жизни, за что ему дали позывной «Пух». При взрыве гранаты ему под бронежилет попали осколки. Пока не истек кровью, продолжал эвакуацию детей…
Дима Разумовский, позывной «Майор», проснулся утром 3 сентября и сказал, что его сегодня убьют. На предложение не идти на штурм решительно ответил: «Я эту задачу выполню до конца». Его родной брат Максим Разумовский – «Русский танк», как прозвала его западная пресса – был в другой группе. Они оба сделали все, чтобы спасти как можно больше людей. Дима отдал за это свою жизнь…
Участники встречи говорили и о других терактах, случившихся до и уже после Беслана – взрывах жилых домов, трагедии в театральном центре на Дубровке, в «Крокус-сити Холле». Терроризм остается страшной угрозой для человечества. Нужно помнить уроки прошлого и стараться, чтобы не появлялись новые жертвы террора.