
У берегов Абхазии закончилась экспедиция Южного научного центра РАН. Экологический мониторинг морской акватории проведен на исследовательском судне «Денеб» по заказу компании «РН-Шельф Абхазии», планирующей геологоразведку дна в этом районе для поиска залежей углеводородов.
Это первая научная экспедиция в абхазский сектор Черного моря после распада СССР.
Экологическая оценка морских акваторий за счет компаний, занимающихся добычей нефти и газа на морских шельфах, широко распространенная мировая практика, позволяющая выявить уровень негативного воздействия добычи углеводородов на морскую среду и ее обитателей. А поскольку техническая база НИИ Абхазии очень скромна, и исследовательские суда отсутствуют, то было решено обратиться за помощью к коллегам из Ростова. Исследование предполагало широкомасштабный мониторинг, потому на борту судна «Денеб», принадлежащего ЮНЦ РАН, в составе экспедиции оказались специалисты самых разных профилей. Помимо гидробиологических и ихтиологических исследований, проведены наблюдения за птицами и морскими млекопитающими.
В районе исследований встречены три вида дельфинов. Два из них морская свинья-азовка и афалина предпочитают держаться в бухтах Сухуми и Пицунды, там, где наблюдается скопление рыб. А белобочки встречаются в открытом море, рассказал начальник экспедиции, ихтиолог, кандидат биологических наук Валерий Лужняк.
Птиц в начале лета, когда проходила экспедиция, встретилось немного, в основном это были
Из рыб в тралы экспедиции попали разные виды, в том числе небольшое количество ставриды, мерланга и хамсы. Камбала и кефаль у берегов в это время года не встречаются, но на зимовку они обязательно вернутся к берегам Абхазии.
Первая экспедиция, за время которой «Денеб» прошел около 280 км, позволила обследовать почти 4000 кв. километров Черного моря на глубине от 20 до 1500 метров. По результатам работы составлена электронная база данных.
Но чтобы иметь полную картину экологического состояния Черного моря в этой части акватории, исследования необходимо проводить не только летом, но и осенью, зимой, весной. Потому первая экспедиция лишь начало крупномасштабных исследований самой широкой части шельфа Абхазии, простирающегося на десятки километров в открытое море. Их результаты позволят так спланировать добычу углеводородов, чтобы урон, нанесенный природе, был минимальный.

