Лето для маленького ребенка, возможно, пора самых многочисленных открытий: вокруг — на земле, в траве, в воздухе — появляется столько живых существ, которые прежде он видел лишь в мультиках или на картинках… Но реальное знакомство с этими знакомыми незнакомцами не всегда оказывается радостным. Как уберечь ребенка от связанных с ним разочарований, а то и будущих фобий, советует педагог дополнительного образования экологического отдела Ростовского дворца творчества детей и молодежи Елена Золотарева.
Елена Эдуардовна, возможно ли безболезненно для детской души разрушить, к примеру, образ доброй пчелки из сказки и сообщить, что этого насекомого в реальной жизни, при всей его полезности, следует остерегаться?
Зачем разрушать? Нужно одно дополнить другим. Посмотрел ребенок серию мультика про Лунтика, среди друзей которого преобладают насекомые, задайте ему вопрос: как он думает, почему пчелки и божьи коровки такие яркие? Вот вам и отличный повод рассказать о том, как животные при помощи своей окраски предупреждают: «Не трогай меня: могу ужалить» («Выделить горькую капельку» и т.д.). Разве такое предупреждение не признак благородства?
Из ваших слов следует, что родители сами должны обладать некоторыми знаниями из области биологии и экологии
Вполне достаточно того объема знаний, который мы получаем в средней школе. Освежить их помогут научнопопулярные иллюстрированные детские книги. Стоят они не дешево, но ведь их можно взять в библиотеках, о существовании которых многие родители почемуто забывают.
Дети стихийные экспериментаторы и скептики. Объяснишь ребенку про предупреждающую окраску, а он захочет проверить: в самом ли деле пчелка ужалит, если зажать ее в кулаке? Потом разобидится на насекомое: «Пчелы злые, плохие», станет уничтожать всех пчел, которые попадутся на глаза. Как быть?
Предложите ему игру: пусть представит себя пчелкой, которую ловит некий великан. Как он поступит с этим великаном?..
Нередко дети давят жучковпаучков без повода или обиды. Возможно, из неосознанного страха перед этими существами, которые так на нас не похожи. В таких случаях бывает действенно апеллировать к разуму ребенку в расчете на инстинкт самосохранения: расскажите ему о том, что все в мире взаимосвязано. Не будет жучков погибнут от недостатка пищи птицы, не будет птиц, начнутся на нашей планете разные напасти, которые приведут к гибели млекопитающих и в итоге самого человека.
А если ребенок одержим желанием наловить побольше насекомых или лягушат, набить ими баночки, коробочки для чего и сам не объяснит. Увещеваний не слушает. Хочу, и все тут!
Попробуйте повлиять на малыша, начав с похвалы. Скажите, что восхищены его ловкостью: не каждый способен поймать таких шустрых жучков или лягушат. Но ведь он не только ловкий, но еще умный и добрый и знает, что пока его пленники сидят в коробочке
Продолжение этой фразы придумайте сами, исходя из ситуации и характера вашего малыша: одного легче разжалобить, другого озадачить и подтолкнуть к правильному решению невеселыми перспективами. В русле известной сказки о том, что не станет в саду жабы, и не раскроется прекрасный цветок, потому что съедят его слизни.
Бывает, что дети губят насекомых, земноводных, птенцов из лучших побуждений: ловят и пытаются накормить своими любимыми лакомствами. К примеру, шоколадом.
Надо неустанно объяснять и напоминать, что все мы, живущие на планете Земля, разные и то, что хорошо одному, для другого гибель, и приготовиться к тому, что с первого раза этот урок не только экологической грамотности, но и толерантности усвоен будет едва ли