Что поразило меня в Финляндии, так это какая-то умиротворенность жителей. Ходят себе по улицам абсолютно спокойные люди, многие улыбаются — даже незнакомым. Никуда не бегут, не толкаются. По нашим меркам, в Хельсинки почти нет машин. И горожане вовсе не стремятся обзаводиться персональным авто. Это для них не является ни показателем успеха, ни престижа. Больше одобрения вызовет ваш приезд на работу на велосипеде — полезно для здоровья, важно для экологии. Стильно, наконец.
Окончание. Начало в № № 74-76, 82-84.
О пользе и здоровье
Экология и здоровье — неоспоримые ценности финского общества. Представить, что на улицах финской столицы появятся люди с электропилами и без всякого разрешения городских властей спилят пару-тройку деревьев, просто невозможно. Я задавала этот вопрос в мэрии Хельсинки — меня не поняли: «Зачем пилить деревья? Никто не разрешит!» И возведение офисного центра на территории парка — вещь невозможная. Почему? «Так не бывает!» Хотя Хельсинки, как и любой развивающийся мегаполис, испытывает потребность в жилье. Но решают эту проблему никак не за счет «зеленых зон». Сейчас воплощается проект переноса торговых портов за пределы города. А на освободившихся землях появляются новые микрорайоны. Причем жилье здесь будет недешевое — зона будет экологически чистой. Куда денутся неизбежные в порту мазут, технический мусор и т.д.? Дело в том, что Финляндия — признанный мировой лидер в переработке мусора на всякие полезные вещи. Очистку территории производят настолько качественно, что зона бывшего порта превращается в зону отдыха…
Вообще технологии экосбережения — «конек» Финляндии. Они производят из отходов топливо, стройматериалы. Процент переработанных отходов металла в Финляндии — 99,9. И скоро, похоже, будет 100%. Здесь давно существуют пункты сбора, куда жители охотно приносят старые электрические и электронные приборы. И сейчас переработка отходов электроники - очень динамично развивающаяся часть бизнеса рециклинга. В Финляндию поступает на переработку металл из стран Балтии, Польши, США, Великобритании, России. В дело идет все — от мобильных телефонов и кабелей до холодильников и автомобилей. Здесь все это сортируют, отделяя опасные вещества, а также пластик и резину. Потом металл спрессовывают особым образом и отправляют в другие страны, где из бывших отходов выплавляют сталь, делают новые приборы.
75 процентов территории Финляндии занимают леса. Дерево — один из самых популярных и любимых в стране материалов. Из него даже начали строить многоэтажные дома. Лесные запасы - это как раз тот возобновляемый ресурс, который полностью отвечает представлениям финнов о пользе и здоровье. Жить в деревянном доме —значит, жить среди природных материалов, в хорошем воздухе, при правильной влажности. Специалисты уверены, что на рынке жилья в скором будущем появятся экологичные комплексы из дерева. Дерево служит для украшения интерьера, изготовления мебели, плотник из Тампере Матти Хяннинен придумал и производит деревянные оправы для очков, появился медицинский материал (для замены гипса) из древесной стружки и биоразлагаемого пластика… Дерево — это красиво. Обилие хвойников на фоне гранитных скал — привычный пейзаж для Хельсинки. И его не торопятся урбанизировать – наоборот, жилые дома аккуратно вписывают в этот природный фон.
Свое — лучше
К истории и ее персонажам в Финляндии относятся трепетно. Сколь бы противоречивой она ни была. То же самое отношение — к людям искусства. За каждым здесь признается право на творчество. Причем — в самом широком смысле. Финны совершенно убеждены в том, что у них — самый интересный дизайн в мире. Наши старшие поколения помнят — был такой лозунг «советское — значит, отличное». Так вот, у финнов этот лозунг ничуть не забыт. «Финское — значит, отличное». Одежда, оборудование, мебель, книжки, косметика, продукты - произведенное в Финляндии ценится ее гражданами куда выше, чем аналогичные товары самых известных брендов. И стоят куда дороже. Например, фирма Marimekko сейчас продает свой дизайнерский текстиль по ценам, перебивающим цены на одежду от Лагерфельда, Кардена… В Финляндии гордятся тем, что в гардеробе Жаклин Кеннеди было восемь платьев от Marimekko. И фирма наладила выпуск своих же набивных тканей с ретрорисунками — возврат в 60-е. Покупают! Женщины предпочитают местную косметику, потому что в ней используются полезные свойства экстрактов северных ягод. Ученые доказали, что это – очень полезно. У нас тоже продается финская косметика марки LUMINE — можно попробовать.
Поставляют на мировые рынки и экологически чистые финские продукты. В самой стране мода на здоровое питание приобретает все большие масштабы. Все популярнее становятся рестораны национальной кухни, имеющие каждый свою специализацию. В одном из таких ресторанов — OLO — и состоялась наша встреча с шеф-поваром и менеджером по развитию ресторанного бизнеса Кимом Палхусом и Ээвой-Лийсой Лилья, исполнительным директором компании Fennopromo, занимающейся экспортом финских продуктов питания. По замыслу организаторов нашей поездки, нам предстояло осознать уникальность финской кухни и оценить прелесть по-настоящему чистых продуктов.
Щука «с биографией»
Ресторан OLO — очень дорогой, на рядовой обед туда работники близлежащих фирм в перерыв не ходят. Это — для гурманов и ценителей. Часты здесь иностранные гости. Потому что где еще попробуешь хлеб домашней выпечки из муки, на которую пошли пшеница и рожь, выращенные без всяких химикатов? Поставщиков и муки, и зерна, и мяса, и молочных продуктов тут знают в лицо и по именам. При подаче рыбы нам рассказали ее биографию: где, в каком из 188 тысяч озер Финляндии ее поймали. Назвали адрес фермы, откуда приехали морковка, лук и брокколи…
Мы пробовали все с благоговением, осознавая важность момента. Порции в OLO подают крошечные, но в итоге наедаются все. Блюда питательные и разнообразные. Хотя многое – на любителя. Ким Палхус очень интересно рассказывает о традициях кухни. Финны любят запеченные продукты, супы предпочитают протертые. Никаких острых приправ в ходу нет. Десерты — легкие, практически все — с ягодной «составляющей». Главная ягода — черника. Ее добавляют в пироги, с ней подают йогурт, желе, муссы.
Оказывается, в Финляндии не так давно был период увлечения растительным маслом. Считалось, что оно гораздо полезнее животного, им старались заменять традиционное сливочное. Но сейчас возобладала точка зрения, что питаться лучше все-таки по законам предков. Не растут в Финляндии оливы — значит, и к оливковому маслу насильно приучаться не стоит. А натуральное сливочное масло очень полезно для организма. В разумных количествах.
Ээва-Лийса Лилья занимается продвижением на мировой рынок экологически чистых продуктов и считает, что в ближайшие годы крупнейшим потребителем их может стать Россия. Понимание того, что настоящая, а не эрзац-еда только и может улучшить здоровье и дать запас прочности, постепенно приходит ко всем. Ээва убеждена, что эпоха фаст-фуда идет к закату. В Финляндии, кстати, в Мак-Доналдс, когда его только открыли в Хельсинки, даже очереди были. Но быстро прошли.
Все бы хорошо в натуральном питании, если бы не его цена. Ну, очень дорого! И Ээва со вздохом соглашается, что далеко не всем по карману кушать «именную щуку» и хлеб ручного замеса.
— У нас люди в большинстве своем убеждены, что и обычные продукты в магазинах — очень здоровые и полезные, поэтому не стоит тратить слишком много на «эко-продукты».
Что тут скажешь? Наверное, правы граждане — иначе как объяснить тот факт, что продолжительность жизни в Финляндии очень велика. Конечно, на протяжении многих десятилетий здесь всячески культивируется мода на здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и прогулкам на свежем воздухе. Но при этом дело не ограничивается только словами о том, как все это прекрасно. В магазинах — натуральные молочные продукты, удивительно вкусный хлеб (белого почти нет). Физкультурой можно заниматься и в парках, и в скверах, и на стадионах. И воздух даже в городе действительно свежий…
В феврале у финнов — пора «лыжных отпусков». У школьников — каникулы, и родители заранее подгадывают с отпуском, покупают билеты и путевки, чтобы обязательно выехать с детьми покататься на лыжах. Традиция! И работа в фирмах и офисах строится с учетом этой «национальной особенности».
Еще одна деталь. Очень многие предприятия и организации в Хельсинки и других городах Финляндии выделяют работникам средства на обед. Чтобы человек не перекусывал абы как, а съел полноценный обед из полезных и здоровых блюд в ближайшем кафе или ресторане. На многих предприятиях успешно функционируют собственные столовые с символическими ценами…
Таких «мелочей» можно перечислять много. Из них и складывается в итоге та жизнь, которая вывела Финляндию на второе место в мире в рейтинге стран, где люди живут счастливо.
Фото Ирины МИХАЛЬЧЕНКОВОЙ