Куда отправляются изношенные джинсы, старые айфоны, стеклянные бутылки, знают все – на свалку. Но оказывается, все эти вещи могут получить вторую жизнь при раздельном сборе мусора. Об этом ученики ростовской школы № 80 имени Рихарда Зорге узнали на уроке экологического просвещения «Свобода от отходов». Открыл урок председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко. 

– Ежегодно жители нашей страны производят 4 млрд тонн мусора, – рассказал он школьникам. – По весу это столько же, сколько весит миллиард слонов! Чтобы разместить эти отходы, требуется территория, равная 45 000 ростовских зоопарков. Конечно, Россия большая страна. А вот в странах, где площадь скромнее нашей, давно перешли к раздельному сбору мусора. При этом значительная его часть идет на переработку. Это не просто сокращение территории свалок, но и экономия природных ресурсов. Качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды, потому важно, чтобы вы с юных лет грамотно относились к природе, оберегали ее.

Смысл раздельного сбора мусора и его переработки стал понятен школьникам, когда они узнали, каких затрат природных ресурсов стоит производство привычных вещей. Например, для производства одного листа бумаги размером А4 требуется 10 литров воды и 650 различных химикатов. А на изготовление одной пары джинсов, идет 1 кг хлопка, 125 бочек воды (для полива хлопка), химикаты, удобрения (для выращивания хлопка), электроэнергия. Живут вещи недолго. Срок жизни пластикового пакета, в котором хлеб принесли из магазина домой, – минуты, пластиковой бутылки – часы. А разлагается пластик на мусорном полигоне в течение 500 лет. Выброшенным старым шерстяным носкам, чтобы истлеть, нужен год. Стекло лежит тысячелетиями.

Да и обидно выбрасывать то, что можно вторично переработать. Пока что в России перерабатывается только 4 % отходов, но если наладить раздельный сбор мусора, то можно добиться переработки до 40 %. Александр Ищенко рассказал, что в ближайшее время в Ростовской области будут построены 8 мусороперерабатывающих комплексов, что должно улучшить экологическую ситуацию.

На уроке школьникам предложили групповые задания: соотнести виды отходов и способ утилизации. Например, что стоит сделать с алюминиевой банкой, старой зубной щеткой, исписанной тетрадью, кожурой от банана, сломанными ножницами – сжечь, захоронить или отправить на переработку? Считанные минуты понадобились детям, чтобы ответить правильно. Оказалось, почти все можно переработать. 

Наверное, впервые школьники всерьез задумались об отходах, хотя они хорошо знают, что такое сбор макулатуры. Но одно дело – собирать старые газеты и тетрадки, другое – сортировать мусор прямо на дому: бумагу – отдельно, пластик – отдельно, стекло – отдельно. Это потребует и времени, и места, и терпения. А еще придется убеждать родителей, что это действительно важно. Надеемся, детям это удастся.

Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» продлится в Ростовской области до 10 мая. Она проводится в рамках федерального проекта «Экология России» партией «Единая Россия». 

Для учеников 5–8 классов были проведены экологические уроки, где они узнали о твердых бытовых отходах и раздельном сборе мусора; прошли встречи с известными людьми – депутатами, спортсменами, артистами, медийными персонами, а также эколого-просветительские внеклассные мероприятия под общим названием «Зеленая акция».