
В природном заказнике «Горненский» выпустили на волю еще 20 оленей и 7 ланей
Фото/Видео: Елена Слепцова

От Ростова до заказника «Горненский», что в Красносулинском районе, всего-то 90 км. Но климат совсем иной. Все дело в Донецком меловом кряже – он как щит стоит на пути теплого и влажного воздуха Азовского моря. Так что в заказнике нас встречает роскошная зима, похожая на театральные декорации с крупными снежными хлопьями.
Обед привезли!
На кордоне охраны пересаживаемся в микроавтобус заказника. На нем к местам кормежки копытных доставляют корма – зерно, сено, свеклу, морковь, капусту, заготовленные с лета дубовые веники, большие куски соли, которую тут называют лизунец. Летом копытные находятся на подножном корму. А в зимнее ненастье оленей и ланей подкармливают ежедневно.
Охотоведы рассказывают, что животные издалека – по звуку работы двигателя – узнают, что им везут обед, и выходят к яслям.
Так и есть. Не успели мы подъехать к месту кормежки, а к микроавтобусу уже потянулись животные. Справа – олени, слева – лани. Держатся они врозь, кормятся вместе. Олени крупнее, лани помельче. Однако размер решает не все. Когда к кормушке подходит невысокий самец лани европейской с роскошными раскидистыми рогами, все другие животные расступаются.
Это только в стихах – «трепетная лань». В природе все иначе. Самцы лани смелы, агрессивны, отчаянно дерутся, умеют за себя постоять.
Журналисты прячутся за микроавтобусом, тихо переговариваются, стараются не делать резких движений, чтобы не спугнуть животных. Олени держатся поодаль. А лани подходят все ближе и ближе. От их стада отделяется самец с гордо посаженной головой. Он не торопясь прохаживается в десятке метров от нас. Останавливается, словно позируя. И так же неторопливо уходит к своим.
– Ух ты! – изумляется наш оператор Владимир Апарин. – Вот это зрелище! Впервые вижу лань не в зоопарке!
Вышиб дверь – и вышел вон
Сегодня на территории заказника в естественных условиях обитают 66 оленей европейских и 20 ланей европейских.
На наших глазах выпустили в лес двух самцов лани. Поймать животное в вольере, обездвижить, поместить в специально сколоченную деревянную клетку и перевезти к месту выпуска – дело непростое. И не столько для работников заказника, сколько для самого зверя. Для него все может обернуться стрессом. Вечером накануне выпуска специально вызванный ветеринар на время усыпил животных с помощью специальной вакцины.
Очнулись они уже в клетках посреди чистого поля. На наших глазах сотрудники заказника открывают запоры. Как только появляется возможность выбраться из тесной клетки, первая лань вырывается наружу и стремительно убегает в дальний лесок. Вторая лань и дожидаться не стала, пока ящик откроют окончательно – она просто выбила копытами «дверь» и вырвалась на снежный простор.
– Начиная с 2016 года мы выпускаем часть подросших животных из вольеров, где содержится маточное стадо, в естественную среду обитания. В этом году выпущено 20 оленей и 7 ланей, – рассказывает глава минприроды РО Михаил Фишкин. – В маточном стаде в условиях вольера содержатся еще 60 оленей европейских и 40 ланей европейских. Это животные старше двух лет, дающие потомство, часть которого мы и выпускаем в дикую природу, тем самым сохраняя и восстанавливая редкие и исчезающие виды животных.
Все дело в вакцине
Глядя, как животные скрываются из глаз в снежном буране, поневоле думаешь: зачем этих ланей-подростков выпускать в дикую природу в такое трудное для них время года? Неужели нельзя потерпеть до весны?
– Все дело в вакцине для обездвиживания животных. Её лучше применять при температуре не выше 15 градусов. В этом случает объем вводимого препарата минимален. Чем выше температура – тем больше объем, а это может навредить животному. По опыту знаем, осень-зима – оптимальное время для выпуска копытных в дикую природу, – объясняет начальник отдела организации деятельности ООПТ (особо охраняемых природных территорий) Сергей Матвеев. – На воле их ожидают лесные и целинные участки, балки, горные отвалы – все, к чему они привыкли во время содержания в вольерах. На территории заказника они найдут места для укрытий, днёвок, ночевок и будут нормально развиваться. Питаться будут естественно – корой и листьями, будут находить необходимые им минералы, а мы будем их подкармливать, защищать от хищников – лис, шакалов, волков. Все с ними будет хорошо!
– Маточное стадо ланей содержится в вольерах. Здесь животных разводят, выращивают, кормят, охраняют. Сотрудники заказника постоянно наблюдают не только за копытными, но и за территорией. Посторонним сюда входа нет, – отметил Сергей Матвеев.
На воле рога краше
Работники заказника подметили – самые красивые рога у самцов ланей вырастают именно в дикой природе. Значит, копытные сами находят какие-то особые минералы, растения, необходимые для их гармоничного развития.
Интересно, что некоторые животные, привыкшие обитать в вольерах и выпущенные затем на волю, порой пытаются вернуться в «отчий дом». Нам рассказали забавную историю о том, как самец лани непривычного черного окраса по кличке Обама несколько раз возвращался в вольер, перемахивая через ограждения. Как мог сравнительно невысокий Обама перепрыгнуть сетку вдвое выше его – загадка для всех…
В вольерах заказника содержатся не только олени и лани. Есть еще 10 муфлонов и 2 верблюда. Последних мы видели, когда возвращались на кордон. Заслышав рев двигателя, крупные двугорбые верблюды потянулись к сетке вольера. Обросшие к зиме густой шерстью, мохнатые, как шапки-ушанки, они внимательно смотрели на приближающийся микроавтобус. Ждали обеда? Один из верблюдов начал радостно прыгать, вскидывая задом. Но машина проехала мимо. Придется им подождать до положенного времени. Кормят здесь животных строго по часам. И любят как родных.
Видео Владимира АПАРИНА

