
Дата публикации:
24 апр 2019 г.
В станице Кировской народ бурлит: обсуждают перспективу строительства на ее окраине завода по переработке отходов промышленного производства.
2532
Фото/Видео: Наталья Нарсеева
Все будет хорошо
Мы побывали на сходе в местном ДК, где яблоку негде было упасть. Настрой у людей был такой: будущий завод – зло для станицы и каждого из них. И потому информацию от инвестора и власти восприняли в штыки.Инвестор обещает на восточной окраине станицы – в 650 метрах от жилых домов (минимальная норма – 500 метров) – построить завод по переработке производственных отходов, создать 50 рабочих мест. Директор по развитию ООО «Донэкопром» Дмитрий Афонин рассказывает, что проект, с которым они пришли в район, в Кировское сельское поселение, никакого вреда экологии не принесет и не окажет негативного влияния на жизнь людей. Как раз – наоборот. Лесополосы вокруг станут чище.
По словам Дмитрия Афонина, твердые коммунальные и пищевые отходы завод перерабатывать не будет. А будет работать с малоопасными отходами производства: от фильтровальных порошков до отсева, полученного при обработке семян в сельхозпроизводстве. Будут принимать на заводе различные группы строительных отходов: бой бетонных изделий, грунт от землеройных работ. В перспективе – полимеры, покрышки, масла. Из бытовых отходов будут приниматься только те, что прошли предварительную сортировку.
На входе будет специальная дозиметрическая рамка для блокировки автомобилей, в грузе которых обнаружат вещества 1-2 классов опасности.
Залегания пластов питьевой воды на данном участке вообще нет. Основной напорный горизонт воды, пригодной для полива, проходит на глубине 80 метров. ООО «Донэкопром» планирует поставить скважину для технической воды именно на этой глубине.
Глава Кагальницкого района Игорь Грибов заверяет, что строительство не начнется, пока проект не пройдет все необходимые экспертизы – влияния на окружающую среду, государственную строительную. Все эксперты будут только федерального уровня.
И снова – роза ветров, и снова – водоем
Народ начинает задавать вопросы.– А на розу ветров кто-то обратил внимание? Ведь 200 дней в году дуют восточные и северо-восточные ветры. То есть любой дымок со стороны площадки, где предполагают строить завод, любое возгорание там, где будут храниться непереработанные отходы производства (а их будет около 60 процентов), и дым накроет всю станицу…
– Завод собираются строить как раз над Сухой балкой, по которой проходят воды, пополняющие местный водоем. На этом водоеме выросли все станичники, и по сей день вся детвора купается и рыбалит. Что с ним будет после того, как завод заработает?
– Почему выбрано именно это место, причем рядом с кладбищем? Есть очень много мест в районе, где можно было бы построить этот завод – подальше от школы, детского сада и больницы…

Дмитрий Афонин поясняет: завод сжигать ничего не будет, от водоема и балки он будет отстоять, как и предписано законом. И вреда от предприятия будет не больше, чем от цеха, выпускающего товары народного потребления.
Может быть, это так и есть. Судить об этом трудно – собравшиеся в зале с проектом не знакомы. О том, что какой-то завод по переработке отходов будет строиться в их станице, узнали сначала из слухов, а потом уже кинулись искать информацию в социальных сетях.
Отсутствие точных данных, естественно, порождает беспокойство: от нас что-то скрывают?!
Вот и на сходе станичники обращаются к главе района Игорю Грибову и к главе Кировского поселения Сергею Мышакину с просьбой: не допустить строительства завода рядом со станицей.
Но сход – не то место, где такие решения можно принимать. Собравшихся уведомили, что общественные слушания назначены на 7 мая...
Надо сказать, что в области уже было несколько прецедентов, когда проекты строительства подобного рода натыкались на активное сопротивление жителей. Из-за этого строительство МЭОКов в области затормозилось. До сих пор ни одного нет.
Почему нет?
Что особенно настораживает людей, помимо того, что о предстоящем строительстве узнавали по слухам?Например, то, что возить промышленные отходы на место переработки можно пока только через станицу, если, конечно, ради такого дела объездную дорогу не построят. Значит, дорога будет «убита».
Как прозвучало на сходе, максимальные объемы переработки – до 100 000 тонн в год. Дмитрий Афонин утверждает, что в переработку пойдет 40 %. Из этого объема переработают 60–70 %. Значит, остальное захоронят на тех же 10 гектарах, вырыв котлован глубиной 20 метров. У станичников скважины и колодцы как раз на глубину 10-12, максимум – 15 метров пробурены или вырыты. Не будет ли тут беды?

По словам представителя предприятия, радиус приема отходов составит 50 километров. Значит, в станицу повезут промышленные отходы из Ростова, Батайска, Аксая, Азова. И резонный вопрос: насколько тщательным будет контроль за этими отходами? И действительно ли в Кировской с ними работать не будут? Ведь среди видов деятельности ООО «Донэкопром» есть и сбор опасных отходов, и их обработка и утилизация.
Люди отдают себе отчет: мусороперерабатывающий завод строить надо. Но место нужно выбирать с учетом мнения жителей, хорошо все взвесив и обсудив.
И этот шанс есть. Впереди – общественные слушания. Есть еще у власти и у инвестора время изменить мнение людей о проекте, доказать его необходимость, полезность, а главное – совместимость с другими возможными проектами.
Народу тоже нужно к слушаниям подготовиться. Иначе никакого конструктивного диалога не получится.
Мы продолжаем следить за ситуацией.
Начинать активные действия по участию в слушаниях надо прямо сейчас.
1. Соберите всю доступную информацию о предмете слушаний. В нашем случае надо ознакомиться с проектом. Если не можете самостоятельно разобраться в документах – ищите компетентного единомышленника или стороннего эксперта. Можно попробовать обратиться за помощью в экологические и градозащитные общественные организации.2. Готовьте и, не дожидаясь слушаний, несите в администрацию обоснованные письменные предложения/возражения. Надо помнить: слушания имеют рекомендательный характер (то есть они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»). То есть целесообразно изложить в письме следующее:
– какое негативное воздействие намечаемая деятельность окажет на экологическую и санитарно-гигиеническую ситуацию (ухудшится качество воды, возрастет нагрузка на транспортную сеть и т.п.);
– какое влияние окажет реализация проекта на социальную сферу;
– будет ли достигнут заявленный инициаторами проекта экономический эффект;
– замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности и в адрес органов местного самоуправления.
3. Сохраните скриншоты интернет-страниц и газеты с объявлениями о назначении публичных слушаний, найдите и сохраните копию постановления главы, на основании которого проводится данное мероприятие – это может понадобиться на случай оспаривания легитимности слушаний или законности их организации.
4. Изучите местные нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения публичных слушаний, не упустите сроки регистрации для участия в них.
5. После того, как пройдут сами слушания, пишите и несите в комиссию (администрацию) заявления об ознакомлении с протоколом слушаний и предлагающимися к нему документами – часто именно на этом этапе удается остановить фальсификации протоколов, когда оттуда убираются слова «неудобных» участников или искажаются до потери изначального смысла.
Видео Владимира АПАРИНА

