
Как рассказывала наша газета («Простите нас» — №№ 277-279 за 22 июля 2011 года), на окраине хутора Михайловского Константиновского района произошло перезахоронение останков 163 солдат, погибших в Великую Отечественную войну.
Фото/Видео: Мария Золотарева
К сожалению, большинство из них так и остались пока неизвестными. Лишь три имени удалось установить поисковикам. У одного из захороненных солдат недавно отыскались родственники.
Василий Акифич Моштаков был родом из Пензенской области. В найденном при раскопках медальоне сохранилась полуистертая карандашная надпись, где к своим фамилии, имени, отчеству солдат добавил: писать Ант. Егор. в Пензу, на улицу Калинина,
Члены отряда «Поиск» межрегионального поискового центра «Южный рубеж», руководит которым беспокойный человек Александр Павленко, разослали по данным, указанным в трех солдатских медальонах, письма с просьбой помочь в розыске родственников погибших героев. Одно такое письмо было отправлено нашим коллегам-журналистам из газеты «Пензенская правда». Корреспондент Марьям Енгалычева без промедления взялась за поиски родных
Журналистке удалось связаться с сыном и дочерью Василия Моштакова. Из их рассказов стало известно, что Василий Акифич организовал до войны в своем населенном пункте веревочное производство, обеспечил местных жителей двумя рабочими местами. Стал, как сегодня принято называть, частным предпринимателем. Только в те далекие годы подобный бизнес был не в чести.
«Чтобы за эксплуатацию наемного труда его не повесили на этих самых веревках, он бежал в Пензу, бросив дом, пишет в своем материале журналистка. Потом женился. На улице Калинина купили комнатку. Жилище было старым, тесным, с печкой и полатями. Работал Василий Моштаков кладовщиком, растил сына и дочку.
Ему было 32, когда началась Великая Отечественная. И 34 когда его убили. В своем последнем письме он сообщил родным: «Завтра тяжелый бой, будем переправляться через Дон, если останусь жив напишу ».
Когда заветное письмо так и не пришло, его жена Антонина Егоровна смирилась. Замуж она не вышла. Чтобы прокормить детей и пожилую маму, все время работала: охранницей на мальтозном заводе, вставляла плечики в готовые изделия на швейной фабрике. Платили мало, и ради лишней копейки вдова по ночам вязала носки на продажу. Умерла она сравнительно недавно, в середине девяностых.
Дочь принесла в редакцию и фотографию отца. Теперь мы можем увидеть лицо одного из павших героев, участвовавших в освобождении нашей области от фашистских захватчиков зимой сорок третьего года, похороненного в братской могиле в небольшом донском хуторке и считавшегося до июня 2011 года без вести пропавшим.
Судьбы еще многих безымянных героев предстоит узнать будущим поколениям, ведь, как пишет Марьям Енгалычева, только в Книге памяти Пензенской области хранятся имена 200 тысяч земляков, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.
Будут помнить о мужественном солдате и жители хутора Михайловского, где покоится в братской могиле его прах.

