
Кажется, даже разбуди ночью, ростовчанин Евгений Васильевич Моисеев за секунду произнесет на немецком особую конфигурацию из пяти цифр. В одном из самых страшных концлагерей фашистской Германии — Маутхаузене — он был узником 75949 и чудом остался жив.
В лагере смерти пленных нещадно били, морили голодом, физически изматывали на каменоломне и придумывали для них особо зверские истязания. Не зря Маутхаузен стал символом фашистского варварства. Именно там легендарного генерала Дмитрия Карбышева в сильный мороз облили холодной водой и превратили в ледяную глыбу. Всего же в Маутхаузене погибли сто двадцать тысяч граждан разных государств. В том числе тридцать две тысячи наших, тридцать тысяч поляков, а также немало итальянцев, евреев, сербов, хорватов.
На днях Евгений Васильевич вернулся из Австрии, на территории которой находился лагерь Маутхаузен.
Сейчас он представляет собой мемориальный комплекс, где каждый год проводится торжественная церемония памяти жертв фашизма с участием австрийских властей, посольств стран СНГ и стран антигитлеровской коалиции, рассказывает Евгений Васильевич. Там есть отдельные памятники узникам из разных стран. В том числе советским гражданам и более поздний России. Тех, кто прошел ад Маутхаузена, становится все меньше. В Ростовской области нас теперь не более пяти. А ведь еще недавно мы объединялись в организацию, которая насчитывала десятки бывших узников.
Евгению Васильевичу восемьдесят пять лет, и он считается самым молодым из узников Маутхаузена. Потому что в основном туда попадали военнопленные, а ему тогда едва исполнилось пятнадцать.
Схватили меня в Ростове за оказание помощи партизанам. Например, вместе с товарищами мы предоставили сведения о расположении немецких штабов близ Аксая и в Нахичевани, вспоминает ветеран. Сначала попал на работу в Германию, откуда мы вскоре целой группой из семнадцати человек бежали, но на пятые сутки были пойманы, избиты и отправлены сначала в Польшу, потом в Австрию. В польском лагере нам внушали: «Вы не люди!» и все время пугали крематорием. В австрийском охранники измывались особенно жестоко. Били и били при каждом удобном случае. Поэтому некоторые узники, не выдерживая ежедневных истязаний, сами бросались на проволоку под высоким напряжением или провоцировали охрану открыть огонь. В общей сложности в концлагерях я провел два с половиной года. Несколько раз был буквально на волоске от смерти. Вышел с перебитыми ногами, кожа и кости, но живой! Поэтому день освобождения 5 мая 1945 года считаю своим вторым днем рождения. Всего из тех семнадцати беглецов нас тогда осталось пятеро
Австрийцы не только содержат мемориальный комплекс в идеальном порядке. Студенты Венского университета занимаются исследованием истории лагеря. Именно они и разыскали Евгения Васильевича в Ростове, инициировав через посольства России и Австрии его приезд в Маутхаузен.
После войны разговорился с отцом о его фронтовых

