
— Надо срочно спасать «Землянку»! Сожгут!
С этого звонка подполковника Сергея Белогруда другу — полковнику запаса Александру Науменко, а, вернее, с последующих за этим сигналом SOS их совместных безотлагательных действий и начался единственный в России народный музей военной журналистики.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Не было бы счастья, да несчастье помогло как раз про этот случай. Следуя курсом сердюковских армейских реформ, штат редакции газеты «Военный вестник Юга России» сократили, оставшихся сотрудников переселили в другое здание. Для большинства экспонатов редакционного музея «Фронтовая землянка» места в нем не нашлось.
Так и сгинули бы они на свалке, если бы военный журналист Сергей Белогруд не услышал о команде гастарбайтерам очистить помещение редакционного музея и не забил тревогу. Его друг Александр Науменко и транспорт для перевозки экспонатов мигом нашел и, не колеблясь ни минуты, решил разместить их в подвале своей многоэтажки, часть которого снимает в аренду.
Но вы ошибетесь, если подумаете, что друзья расположили спасенные экспонаты вдоль стен, и вот он, новый музей. Обустройство подвала (сегодня в нем есть даже кондиционер) и его оформление заняли почти два года.
Музей открылся благодаря воинскому братству и энтузиазму людей, которым дорога родная история.
Вместе с нами здесь трудились днями и ночами подполковник запаса, орденоносец Андрей Бонев и бывший разведчик спецназа Андрей Будков, говорит Александр Науменко. Павел Уманец, давний мой товарищ, бывший сотрудник флотской газеты, приехал ко мне с Украины погостить. Но, увидев, какая у нас кипит работа, закатал рукава и был вместе со всеми и каменщиком, и рабочим широкого профиля. В создании экспозиции большую помощь оказали нынешний редактор газеты «Военный вестник Юга России» полковник запаса Сергей Тютюнник, бывшие и нынешние военные журналисты Владимир Астапенко и Михаил Малыгин, Денис Драпов, Армен Егиян.
В этом списке много имен, и он наверняка будет увеличиваться: уже некоторые из первых посетителей музея выразили готовность пополнить собрание своими раритетами, передающими дух времени ушедших лет.
У Александра Науменко это уже вторая «операция» по «спасению истории». Первую он, тогда старший лейтенант и начальник клуба части ПВО, провел после пожара в Комнате боевой славы. Закопченные, в грязи, смешанной с застывшей пеной огнетушителей, артефакты времен Великой Отечественной сгребли вместе со строительным мусором. Их ожидала незавидная судьба, но Науменко кликнул своих товарищей, и все эти артефакты они перенесли в подвал общежития, где в то время жила его семья. А потом вечерами очищал их, отдраивал, возвращая прежний облик.
Теперь они тоже заняли свое место в народном музее военной журналистики.
Этот музей Александр Науменко и его друзья создавали на собственные средства, и сегодня все расходы, связанные с функционированием музея, от аренды помещения до оплаты коммунальных услуг, Науменко берет на себя.
Как к таким утечкам из семейного бюджета относятся ваши близкие? спрашиваю Науменко.
Когда мы еще только взялись за работу, жена вздохнула: «Лучше бы сделать ремонт в квартире», но в целом отнеслась с пониманием. Дочка тоже. Они даже еду нам в подвал носили, когда на финише у нас уже не было времени на то, чтоб выйти оттуда и пообедать.
Спешили они, чтобы на День Победы пригласить в музей военной журналистики ветеранов, бывших и нынешних сотрудников «Военного вестника Юга России», как бывало это прежде, когда после парада все собирались у редакционной «Фронтовой землянки».
Это чудо! такова оценка первыми посетителями их труда и музейной экспозиции.
Об этом свидетельствуют записи в Книге отзывов, которая тоже являет собой почти что артефакт. Ведь она еще с того, редакционного музея «Фронтовая землянка», начата в феврале 1974 года. В ней, кстати, есть автограф писателя Виталия Закруткина, которого «Фронтовая землянка» глубоко взволновала. Он тогда предположил, что у такого музея должна быть хорошая, долгая история.
Создатели народного музея военной журналистики, который расположен в ростовском микрорайоне Военвед по ул. Дебальцевской, 6, говорят, что у них наполеоновские планы по насыщению действующей экспозиции, оцифровке документов, организации
Но как долго этот музей сможет существовать и развиваться на энтузиазме
Этот проект поддержало Ростовское региональное отделение Союза журналистов и предложило создать попечительский совет музея. Хочется надеяться, что авторитетные, влиятельные люди, желающие, чтобы этот музей был, найдутся.
P.S. И вот еще новость из музея: открыт счет для тех, кто хотел бы ему помочь, поддержать финансово:
Ростовское отделение СБ РФ № 5221/0398,
р/с №

