
Дата публикации:
24 мар 2015 г.
Ростовчан тревожат попытки пересмотра итогов Великой Отечественной войны
1020
Фото/Видео: Ольга Пройдакова
Многое изменилось в мире со времен Ялтинской и Потсдамской конференций. Нет больше СССР, нет Югославии, нет Чехословакии. И вместо двух Германий на карте Европы теперь одна. И все чаще мы наблюдаем попытки пересмотреть итоги Великой Отечественной войны.
В преддверии празднования 70-летия Победы в Ростовской области было проведено исследование – жива ли память о событиях 1941 – 1945 годов среди жителей Дона. И выяснилось, что в отличие от старшего поколения молодежь, оказывается, до обидного мало знает о той войне.
Например, 58 % респондентов в возрасте от 14 до 17 лет не смогли вспомнить ни одного героя Великой Отечественной войны. Оставшиеся 42 % затруднились с ответом.
Среди молодых людей 25– 40 лет некоторые респонденты вспомнили Зою Космодемьянскую (40 %), Александра Матросова (37 %), Алексея Маресьева (26 %). А вот разведчика Рихарда Зорге, имя которого носит ростовская школа № 80, знают менее 1 % опрошенных. Ничего не сказали респондентам имена тех, кто погиб, защищая Ростов, – Татьяны Малюгиной, Цезаря Куникова...
Тревожит и отношение к угрозе пересмотра итогов и переписывания истории Великой Отечественной войны. Более 40 % респондентов – по большей части люди старше 45 лет – считают, что угроза эта существует. А вот молодежь 14-16 лет не беспокоится на этот счет...
И что нам с этим делать?
Ответ на этот вопрос попытались найти в агентстве «МедиаС», где состоялся «круглый стол» с участием экспертов – ветеранов ВОВ, ученых различных вузов, преподавателей кружков для школьников, руководителей поисковых и военно-исторических клубов, представителей молодежных организаций, журналистов. Большинство согласились с тем, что семья и общество, безусловно, должны принимать участие в воспитании патриотизма. Однако базовые знания о событиях Великой Отечественной дети должны получать именно в школе. Почему так мало уроков отводится в школьной программе на изучение этого исторического события – вопрос к федеральному Министерству образования.
Сегодня, в преддверии 70-летия Победы, практически по всем центральным каналам телевидения идут современные фильмы, посвященные событиям той войны. Однако по своей художественной ценности они приближаются скорее к «мыльным» сериалам, которые так ценят домохозяйки. Возможно, потому мало кто из опрошенных молодых людей мог назвать хотя бы один запомнившийся им фильм о войне. Лишь некоторые вспомнили запавшие в душу «Белорусский вокзал» и «А зори здесь тихие». То же касается и песен военных лет – молодежь их просто не знает.
Один из участников «круглого стола», председатель РАСО-ЮГ Алексей Гвинтовкин, под редакцией которого в Ростове (при поддержке правительства РО) вышла в свет книга « Историческая память жителей Ростовской области в Великой Отечественной войне», отметил:
– Телевидение и газеты давно перестали быть интересны современной молодежи. Сегодня она живет в онлайн-реальности с помощью гаджетов и интернета. Чтобы говорить с молодыми на одном языке, в том числе о патриотизме, надо пользоваться привычными для них инструментами. Причем беседовать надо не «к дате», а говорить с ними постоянно, усиливая присутствие в онлайн-среде. Конечно, основной рычаг воздействия на молодые умы находится в руках государства.
В рамках «круглого стола» эксперты называли интересные формы работы с молодыми. Это может быть автопробег по улицам города, названным в честь героев войны или подготовка специальных предложений для смартфонов.
Молодежь надо привлекать к работе в поисковых отрядах и военно-исторических клубах, участвующих в раскопках воинских захоронений и реконструкции сражений Великой Отечественной войны.
А блогеров – к освещению событий 1941-1945 годов.
Важно и то, как объяснить ребенку, зачем ему знать историю. Если сказать школьнику, что историю Великой Отечественной войны необходимо знать, чтобы относиться к ней с уважением, навряд ли это станет стимулом для ее изучения.
А вот при ином подходе – уроки той страшной истории необходимо знать, чтобы избежать новой войны, можно объединить вокруг памяти великой Победы все население России и заинтересовать молодых «скучными» уроками истории.
И, конечно, нельзя насильно заставлять детей знакомиться с историей. «Добровольно-принудительные» методы, предлагаемые некоторыми преподавателями, способны нанести непоправимый вред детской психике и отвратить детей от патриотизма в целом.
Не стоит сбрасывать со счетов и не оцененное по достоинству краеведение, которое поможет детям лучше понять, что такое война, на примере родных городов и сел.
...В годы войны Ростов дважды сдавали и дважды освобождали от фашистов. В необычайно холодном ноябре 41-го года, когда их выбили из города первый раз, это стало самой первой победой Красной армии в войне, о чем военные историки упоминают вскользь. Практически ничего не знают те же ростовчане и об обороне родного города, в которой принимали участие милиционеры Ростовского гарнизона, курсанты мореходного училища, партизаны, простые ополченцы. Именами некоторых из них названы ростовские улицы. Но кто из молодых знает, какие подвиги совершили Варфоломеев и Оганов, Куников и Текучев, другие защитники Ростова?
О малоизвестных фактах военной истории Ростова «НВ» расскажет в следующий раз.
P.S. Нет таких, кто бы возражал против патриотического воспитания школьников. На словах все только за. Но вот пример из жизни. В преддверии 70-летия Победы в Ростовском Дворце творчества детей и молодежи наметили автобусную экскурсию по памятным местам Ростова, в которой должны принять участие школьники и ветераны. Для поездки нужны 2 автобуса. Но денег на их аренду в областном министерстве образования нет. Желающих спонсировать нужное и важное дело пока тоже не нашлось. Может, сбросятся родители? А заодно и сами вместе с детьми проедут по местам боевой славы?

