
Дата публикации:
8 мая 2015 г.
Устьдончанин Максим Резников пишет книгу. Не роман, не повесть, а Книгу памяти. Туда он заносит сведения о погибших во Второй мировой войне земляках
2258
Фото/Видео: Мария Золотарева
Заниматься поиском без вести пропавших солдат Максим начал четыре года назад. Его дядя по матери танкист Алексей Семенович Мамеев не вернулся с войны. Последнее письмо прислал из-под белорусского города Орши в сорок первом. Больше весточек не было.
Прадед по отцу Максим Лукьянович Резников пропал без вести в сорок втором под Харьковом. Вот и решил Максим найти сведения о своих родных, узнать их солдатские судьбы. С тех пор он и стал постоянным посетителем интернет-сайтов, на которых можно найти данные о погибших участниках минувшей войны.
- К сожалению, - рассказывал Максим, - о своих родных мне мало удалось найти информации. Особенно о дяде. Даже белорусские поисковики подключались, но пока безрезультатно. Прадед же попал в плен. Находился в немецком лагере. Был освобожден в сорок пятом, но дальше ниточка обрывается.
Зато Резникову удалось найти сотни имен своих земляков – уроженцев Усть-Донецкого (бывшего Раздорского) района, о которых в семьях не было никаких сведений.
– Набрал однажды на одном из сайтов слова: «уроженцы Раздорского района, погибшие в Великой Отечественной войне» – начали высвечиваться фамилии, - говорит Максим. - Были иногда и фотографии, наградные листы с описанием подвигов. Стал сравнивать с Книгой памяти по нашему району. А там такие краткие сведения опубликованы и столько имен не хватает.
И Максим стал составлять в электронном виде свою Книгу Памяти. Он ее выставил на сайте www.kremnik.ru, услугами которого вначале пользовались только казанские волонтеры, а потом он перешагнул границы республики.
Она «толстела» день ото дня. Рассказал об этом местным краеведам. А потом стал членом сводного поискового отряда «Донской», где нашел своих единомышленников.
Найденные данные Максим передает в школы, администрации поселений. В Усть-Донецком районе к поисковой работе активно подключились школьные отряды. Но много еще «белых» пятен, ненайденных имен.
Как-то сотрудник редакции одной газеты попросил Максима найти для своего будущего материала необычную историю награждения бойца на фронтах Второй мировой. «Обычных наград не бывает», - ответил ему Резников, слегка обидевшись на журналиста.
Поисковик показывает мне копии наградных листов своих земляков-устьдончан, которых у него накопилось даже не десятки, а сотни.
Достоин правительственной награды
«Первым боевым крещением красноармейца Савкина И.М. было форсирование многоводного Днепра, - читаю я в документе, что протягивает мне Максим. – Враг, сброшенный с левобережной Украины, яростно сопротивлялся, укрывшись за многоводной преградой, которую представлял собой Днепр. Батальон, с хода наведя паромные переправы, приступил к переправе живой силы и грузов на правый берег, где был захвачен крошечный плацдарм. Противник днем и ночью вел методический обстрел места переправы. Красноармеец Савкин, воодушевленный наступательным порывом, священной ненавистью к врагу, не покладая рук, преодолевая усталость и сон, работал по трое суток подряд, не сходя с парома…
В дальнейших операциях по форсированию рек Тиса, Дунай, Нитра… красноармеец Савкин своим энергичным трудом, мужеством и бесстрашием воодушевлял бойцов на героические и трудовые подвиги.
Достоин правительственной награды – медали «За боевые заслуги».
- Иван Савкин был понтонером, - рассказывает Максим.- На первый взгляд может действительно показаться, что ничего сверхгероического боец не совершил. Просто делал свою работу. Но его вклад в общую победу над врагом трудно переоценить,

Остался в живых
«Командуя стрелковым батальоном в наступательных боях, - читаю я скупые строчки военного представления к награде, - товарищ Афанасьев проявил себя исключительно смелым, мужественным командиром. 9.04.1944 года в боях за высоту 142.2 северо-западнее села Ново-Красное Тираспольского района Молдавской ССР, когда противник предпринял сильную контратаку, под умелым командованием товарища Афанасьева контратака противника была успешно отбита.
Отбив контратаку, он перешел в наступление. И в основном силами батальона Афанасьева противник с участка обороны полка был отброшен более чем на 20 километров, т.е. за реку Днестр.
Днестр товарищ Афанасьев со своим батальоном форсировал без потерь как в личном составе, так и в материальной части и вооружении. Заняв плацдарм на правом берегу Днестра, он прочно его удерживал до подхода других частей. Только в этой операции товарищ Афанасьев вместе со своим батальоном уничтожил более 70 гитлеровцев и 12 взял в плен.
За умелое командование боевыми подразделениями, за мужество и отвагу, проявленные в бою, товарищ Афанасьев достоин награждения орденом Отечественной войны II степени».
- А не нашлись родственники мужественного капитана? – интересуюсь я.
К сожалению, Максим об этом ничего не знает, ведь, по его словам, у него на все просто не хватает времени. Работает он сейчас упорно над районной Книгой памяти. «Очень хочется, - говорит он, - чтобы она к семидесятилетию Великой Победы пополнилась как можно большим количеством фамилий земляков, отдавших жизнь за независимость Родины».
Сегодня в этой книге уже около трех тысяч имен. И около пятисот из них нашел житель поселка Усть-Донецкого Максим Резников - человек с неравнодушным взглядом на мир. Он уверен, что практически каждый участник минувшей войны был настоящим героем.
Фото автора и из архива Максима Резникова

