
Дата публикации:
14 июл 2015 г.
Десять лет понадобилось Владимиру Конюхову, поисковику из хутора Революционного, чтобы дополнить Книгу Памяти погибших в Великую Отечественную войну в Зерноградском районе земляков
1109
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
А дело было так. К 60-летию Победы жена Владимира Яковлевича предложила сделать стенд, посвященный хуторянам-фронтовикам. Великая Отечественная прошлась и по их родным – отец Владимира Конюхова погиб в войну, отец его жены был тяжело ранен. Собрать материал о воевавших земляках помогли учащиеся местной школы. В день праздника стенд был установлен у местного Дома культуры. Жители хутора находили на стенде фотографии своих родственников и благодарили Конюхова, школьников за то, что они смогли собрать вместе их близких, друзей, соседей, погибших в войну. Вспоминали то жестокое время, плакали.
Он и сам испытал в тот момент щемящее чувство боли о погибшем в войну отце-танкисте, кадровом офицере. Владимир Яковлевич пошел по его стопам – связал свою жизнь с армией. Окончив в 60-м Харьковское авиационное училище, он более тридцати лет прослужил в ракетных войсках стратегического назначения. Но наступили трудные для страны 90-е. В армии шли повальные сокращения. Офицеры оставались без жилья, средств к существованию. Киев, откуда Владимир Яковлевич был родом, оказался в другой стране. Уволившись в запас, Конюхов решил перебраться в Зерноградский район, на родину отца, где жили его сестры. Обосновался с женой в хуторе Революционном. Учились жить в новых для себя условиях. Хотя и на селе жизнь тогда была нелегкой, но и с городской – не сравнить. Конюховых, как и многих селян, выручало подсобное хозяйство.
Правда, поначалу заниматься садом-огородом бывшему военному оказалось делом непривычным. Во многом помогли соседи: подсказывали, какие на участке растения лучше высаживать, как ухаживать за ними. Выращенных овощей, фруктов, а также мяса птицы хватало на всю семью.
Владимир Яковлевич тосковал по армии и, когда жена предложила ему оформить к 60-летию Победы стенд, с огромным желанием взялся за дело.
Потом он стал изучать историю каждого погибшего в войну хуторянина, чья фамилия выбита на стеле, установленной в хуторе. Писал запросы в соответствующие организации, сверял архивные данные с имеющейся у него информацией о погибших. Так он выяснил: четверо погибших, захороненных в братской могиле, не местные, а бойцы-красноармейцы, сражавшиеся за освобождение хутора. И лишь один был местным жителем и не погиб, а вернулся домой после войны. Ошибки в списках погибших на памятном знаке были исправлены.
Владимира Яковлевича заинтересовали также фамилии воинов, освобождавших хутор. В Центральном архиве Минобороны РФ он узнал, что погибло их больше, чем было общеизвестно. Это подтвердили и местные жители. По их словам, в январе 43-го фашисты собрали всех военнопленных, загнали в конюшни и заживо сожгли. Как рассказывали хуторяне, их было очень много. Похоронили военнопленных в соседнем колхозе, а позже перезахоронили в братскую могилу хутора Революционного. Но на могиле не оказалось имен. И он снова взялся за поиски... Сегодня фамилии погибших бойцов нанесены на мемориальные плиты. Таблички с именами погибших в войну установлены на братской могиле.
– Когда я стал сверять списки похороненных на хуторе, – говорит Владимир Яковлевич, – то решил проверить еще их наградные листы. И выяснил, что один из бойцов в 43-м был награжден тремя боевыми наградами, другому они были вручены в 45-м, уже после окончания войны. То есть эти люди не погибли! Они продолжали воевать, встретили Победу и живыми вернулись домой!
Этот факт настолько потряс Владимира Яковлевича, что он решил проверить нет ли среди фамилий захороненных в братской могиле х. Каменного, что в десяти километрах от Зернограда, имен выживших солдат и офицеров? Во время Великой Отечественной там шли ожесточенные бои. После войны в братской могиле хутора было захоронено 3 тыс. солдат и офицеров, погибших за освобождение Зерноградского района. Конюхов обнаружил, что 140 человек из 2 тысяч названных погибшими действительно оказались живы.
Итогом поисковой работы Владимира Конюхова стали страницы изданной в Зернограде Книги Памяти, в которую вошли имена всех погибших и пропавших без вести красноармейцев, сражавшихся в Великую Отечественную за освобождение Зерноградского района. На установление их имен Владимиру Яковлевичу понадобилось десять лет кропотливой работы. Все накопленные поисковиком материалы переданы в администрацию района, в краеведческий музей Зернограда. Владимир Яковлевич считает, что, если мы будем знать, кто в войну погиб, а кто остался жив, то «белых пятен» в Книге Памяти станет меньше.

