
Каждый раз, когда я думаю о людях, прошедших войну, о тех, кто дожил до Победы, и о тех, кто не вернулся, я очень надеюсь, что память войны не закончится на них, потому что там, на войне, они знали что-то такое, без чего и нам сегодня нельзя.

…Эту маленькую книжечку, которая называется «Старости у меня не будет…», я перечитываю время от времени для вкуса к жизни. Она – о ростовской поэтессе Елене Ширман, которая писала: «Старости у меня быть не может и не будет. Когда разучусь переплывать Дон и воевать с прошлым, я просто умру». Перечитываю и снова тянусь к ней – к ее мужеству, к ее жизнелюбию, к ее таланту, к ее любви.
В 60-е годы, работая редактором Ростиздата, я прочла в журнале «Знамя» большой очерк «История одной жизни». Узнала адрес автора – Татьяны Комаровой. Оказалось, она когда-то жила в Ростове, была одного поколения с Еленой Ширман. Мы познакомились, на долгие годы стали друзьями, а значительно дополненный вариант того очерка стал книгой.
Готовя ее к печати, я обратилась тогда к поэту Илье Сельвинскому с просьбой написать предисловие или послесловие к книге – перед войной он руководил семинаром в Литинституте, где училась Елена. Он ответил без промедлений, и ответ стал послесловием. Вот несколько строк из него: «Я перелистываю страницы рукописи, читаю строфу за строфой, и передо мной снова возникает эта девушка, и я опять вижу милую улыбку, смелый взгляд золотистых глаз, широкие мальчишеские плечи, лихой взлет кудрей. Что поражает прежде всего в ее поэзии? Личность! С самых отроческих лет четко определившаяся личность. Как много сейчас в стране прекрасных стихотворцев, владеющих ритмом, рифмой, метафорами и аллитерациями, но как мало за всем этим крупных характеров. Елена Ширман – крупный характер, очень полно и всесторонне выразивший себя в горячих, жарких, огневых стихах».
Люди ее поколения думали, что все интересное досталось на долю тех, кто делал революцию. Очень скоро они поняли, что каждое время интересно по-своему. И стали искать дело, которое принесло бы пользу.
Лена собрала вокруг себя ребят, вместе они создали «Юниану» – так назвали свой кружок, потому что мечтали о воображаемой стране ЮНО – республике юности.
Кружок был бродячий, крепконогий. Уходили за город, в степь, к Балабановской роще, где можно было побегать, поаукаться среди деревьев, почитать стихи. Отсюда видно было, как строится из стекла и стали ростовский театр. На лодках уплывали по Дону.
Пригодилось все, что она умела и знала: стихи, любовь к выдумкам и путешествиям и то, что умеет скакать верхом и ходить под парусом. Она снаряжала своих литературных детей в жизнь, как собирают в трудный поход, отбирая только самое нужное, проверенное – ненастоящему здесь не было места.
* * *
Все пришло из «Юнианы», как и обычно приходит оттуда, куда направляешь свою духовную энергию. Пришла оттуда и любовь.
Елена поступила тогда работать в газету «Ленинские внучата» и однажды, разбирая рукописи, обратила внимание на одну из них. Юноша писал, что, дескать, набью я на ботинки подковки и пойду в город. И буду идти к цели. Идти и добиваться, пока не обобьются подковки.
Фраза почему-то не давала покоя, и она написала юноше. Так началась их переписка – Елены Ширман, которой было тогда 28, и Валерия Марчихина, которому было тогда 15.
23 июля 1939 года. Поезд № 5I.
«Еду к юноше, с которым переписывалась и обменивалась стихами четыре года, не встречаясь ни разу. Еду увидеть его, пробыть с ним день и уехать дальше. Скорее всего, разочаруюсь. Люди, как правило, хуже своих стихов и писем».
26 июля 1939 года.
«Развенчивать, оказалось, нечего. Объективная реальность превзошла субъективный вымысел. Недоумеваю...»
28 июля 1939 года.
«Больше всего меня поразило в нашей встрече – ощущение кровного исконного родства, давнишнего знания. Как будто встретились вновь после длительной ненужной разлуки. И ты в открытке пишешь: «Я не думал даже о том, что мы можем опять расстаться». Но ведь мы пока еще ни разу не расставались! Откуда же «опять»?»
Так пришла к ней любовь, в которой соединились женская страсть и страх, материнское чувство ответственности и преданность верной сестры. Она и в стихах писала о любви, о тоске, о праве любви на надежду.
* * *
Валерий поступил в Ленинградский комвуз на политпросветотделение. Еще одна их встреча, вторая и последняя, произошла в Полтаве. Что-то в этой встрече было не так, как ожидалось, и она страдает. Но тревоги и сомнения – это для бессонниц и стихов, а дни сотканы из множества конкретных дел, и главная ее забота – о Валерии. Он – талантливый поэт, и она связывает его заочно с молодыми поэтами Литинститута.
Летом 41-го года Елена вернулась из Москвы в Ростов, здесь ее и застала война.
Каждый день в Ростове рвались бомбы. Каждый день приносил известие о новой смерти.
Осенью 41-го Елену пригласили в издательство и предложили быть редактором агитационной газеты «Прямой наводкой». Газета – ее любимое детище. Дневник полон записями о ней и о Валерии. И стихами, ему посвященными.
Она рисует карикатуры на гитлеровцев, пишет едкие стихи и эпиграммы, вместе со всеми роет оборонительные сооружения, голодает и холодает. А от Валерия нет писем. Тогда-то она и напишет свои «Последние стихи», где высказывается предельно откровенно:
Я только то, что я есть,
не больше не меньше:
Одинокая усталая женщина
тридцати лет,
С тяжелым взглядом
и тяжелой походкой,
С широкими скулами
и обветренной кожей,
С резким голосом
и неловкими манерами,
Одетая в жесткое
коричневое платье,
Не умеющая гримироваться
и нравиться.
Но это о себе. А о нем:
Все красивое на земле
мне хочется назвать
твоим именем:
Все цветы, все травы,
все тонкие ветки на фоне неба,
Вce зори и все облака
с розово-желтой каймою –
Они все на тебя похожи.
Стихи не только последние, но и прощальные:
Человек имеет
право перед смертью
высказаться,
Поэтому мне ничего больше
не совестно.
Елена так и не узнала, что она значила в судьбе Валерия, который писал другу, что после войны он станет поэтом и женится на Лене: «Понимаешь, думать не могу, что ей плохо. Когда всем плохо, мне нехорошо, но когда я думаю, что плохо Лене, мне жить не хочется». Не знала и то, что Валерия уже не было в живых, когда она писала свои «Последние стихи». Смертельно раненного, его принесли в крестьянскую избу – это было под Николаевым, а он шутил и не думал всерьез о смерти.
В июле 1942 года по заданию областной газеты она едет в станицу Пролетарскую. Заданию обрадовалась: можно вывезти своих стариков.
В станице не прожили и дня: в хату, где они остановились, ворвались фашисты. «Все вверх дном перевернули, – рассказывала женщина, в доме которой Лену арестовали. – Сначала ничего не нашли, а потом кто-то рванул чемоданчик, и посыпались номера «Прямой наводкой» с карикатурами на них».
Наутро всех, кого арестовали фашисты, выстроили во дворе полиции у сараев. Офицер выкликал их поодиночке, и они, пересекая двор, лезли в кузов машины. У отца Лены не было сил взобраться в кузов, и офицер ударил его. Лена выбежала из строя и заслонила собой отца. Теперь все удары были по ней.
В машине люди плакали и не знали, куда их везут. Лена понимала, куда и зачем. И как могла утешала их: «Не надо плакать. Всем когда-нибудь придется умирать... Посмотрите, небо какое и солнце. Лучше умереть в такой день...»
Их расстреляли в степи. И степные тучи, и горький запах полыни – все это было в ее стихах. Степь осталась с ней до последней минуты.
* * *
Говорят, человек уходит, и на смену ему приходят другие. Приходят. Но никто никого не заменит. Человек уходит, и с ним уходит мир его мыслей и чувств. А те, кто остается в живых, берут у ушедших все лучшее, чем они жили.

