
В центре станицы Старочеркасской появилась мемориальная плита в честь ее освободителей.
Фото/Видео: Марина Каминская

Станицу Старочеркасскую часто называют казачьей фольклорной Меккой, или туристической Меккой. Благодаря фольклорным фестивалям, которые уже более тридцати лет устраивают здесь в теплый сезон, Старочеркасская и воспринимается многими как станица-праздник.
Помню изумление одной туристической молодежной группы, проходившей около обелиска воинам, освобождавшим станицу в феврале 1943-го. Обмен репликами не оставлял сомнений: туристы почему-то решили, что красавицу-станицу война обошла стороной.
С недавних пор на старочеркасских книжных прилавках рядом с трудами по истории казачества можно увидеть сборник коротких очерков о старочеркасцах – участниках Великой Отечественной войны и фрагментов воспоминаний о Старочеркасской во время оккупации «Вспомним всех поименно».
Автор этой книги — Татьяна Ивановна Ямнова, старший научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника, председатель станичного совета ветеранов.
– На войну из Старочеркасской ушли более четырехсот человек, и троим из них было присвоено звание Героя Советского Союза. Это своего рода рекорд, – говорит Татьяна Ивановна.
Бюсты в честь этих трех Героев, двое из которых не дожили до Победы, установлены в Старочеркасской рядом с обелиском воинам-освободителям. И первые страницы книги Ямновой – именно об этих Героях.
В этой книге все предельно лаконично и емко. Вот — Герой Советского Союза Петр Татаркин. Из раскулаченных. Участвовал в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге.
«Дорогая Дуся, – писал он сестре с фронта. – Впереди еще много боев. Что меня ждет – не знаю. Но знаю одно: если придется умереть, то умру настоящим патриотом своей Родины. Звание сталинградца и кавалера ордена Александра Невского в решающих боях оправдаю с честью».
Довоенная семейная история Героя Советского Союза Михаила Ковалева еще более драматична. В 1937 году его отец повез в Москву коллективное письмо в защиту местной Преображенской церкви.
Правды в Белокаменной казак Ковалев не нашел, по возвращении домой был арестован и отправлен в сталинские лагеря, откуда уже не вернулся.
Сын обиды на страну не затаил, отличился ратными подвигами еще в финскую войну. В Великую Отечественную командовал танковой бригадой. Погиб в боях за освобождение Латвии.
Виктор Резанов и до войны был трактористом, и после победного мая, вернувшись с «Золотой Звездой» Героя в родную станицу, вновь сел за руль трактора.
Оккупация оставила в Старочеркасской свои горестные следы. Первой жертвой стали самые беззащитные — ученики школы для глухонемых. Эта школа до войны располагалась на атаманском подворье. Захватчики уничтожили и детей-инвалидов, и их воспитателей.
А после освобождения станицы выяснилось, что, отступая, немцы заложили под Старочеркасский Войсковой Воскресенский собор – жемчужину православного храмового зодчества — две тонны взрывчатки…
Бои за Старочеркасскую были кровопролитными. Погибших воинов похоронили в братской могиле. Десять лет спустя на ней вместо временного памятника установили обелиск, который возвышается здесь и поныне.
Нынешней зимой в станице рядом с обелиском появилась еще и мемориальная плита. На ней выбито более пятидесяти ранее неизвестных имен воинов, павших при освобождении станицы. Эти имена благодаря интернет-ресурсам восстановила инспектор местного военно-учетного стола Ирина Смелова ( данные подтвердили в облвоенкомате), а глава местной сельской администрации Евгений Галицын постарался, чтобы их увековечивание не заставило себя ждать.
Поиск продолжается.

