
Место гибели еще пятерых солдат, пропавших без вести в минувшую войну, удалось найти бойцам поискового отряда «Донской» имени Анатолия Калинина
Фото/Видео: Мария Золотарева
Все они призывались Николаевским райвоенкоматом Ростовской области. И жили в хуторах Гапкине и Савельеве нынешнего Константиновского района.
- Попросили найти своих не вернувшихся с фронта родных жители Гапкинского сельского поселения во время встречи накануне нынешних майских праздников, - рассказывает командир отряда Вячеслав Градобоев. – Тогда ко мне подошли сразу несколько хуторян и назвали около десятка фамилий. К сожалению, пока удалось найти сведения только по пяти красноармейцам.
И вот мы едем сначала в Савельев, а потом в Гапкин, чтобы вручить родственникам погибших солдат копии документов, где рассказывается о трагической судьбе павших героев.
Семья Анатолия Алексеевича Костромина искала пропавшего без вести родного дядю Анатолия - Костромина Ивана Аверьяновича.
- Иван был призван в армию 4 июля сорок первого года, - рассказывают родные солдата. – Попал в Каменск в школу артиллеристов. Перед седьмым ноября прислал письмо с просьбой передать теплые носки. А на следующий день - что уже ничего не надо. После этого – ни одного письма. Его односельчанин встретил случайно под Москвой. И все… Больше вестей не было».
- Иван Аверьянович, по данным военных архивов, тогда попал в плен и погиб в шталаге № 352 восемнадцатого декабря сорок первого года, - сообщает Градобоев. – Как это случилось, пока сведений нет.
Родные приносят довоенный снимок Ивана. С него смотрит на нас молодой офицер. Ему в сорок первом не было и тридцати лет.
- Это у нас единственная фотография Вани, - говорят родные. – В семье его родителей было шесть детей. Трое сыновей ушли на фронт. Домой вернулся лишь один… Двое погибли.
- У моей прабабушки было два сына. Они оба ушли на фронт и пропали без вести, - рассказывает другая жительница хутора Савельева Вера Жданова. – В День Победы, когда все праздновали и ликовали от счастья, прабабушка получила сразу две похоронки. И ее парализовало от такого горя. Все годы своей жизни она хотела узнать, где похоронены ее дорогие сыночки. Молодые такие, даже жениться не успели.
По документам, которые удалось найти Градобоеву, красноармеец Александр Евгеньевич Кожанов умер от ран 2 мая 1944 года и похоронен в Кисловодске.
- Его брат – сержант Кожанов Евгений Иванович - за свой подвиг в мае сорок второго года был представлен к награждению медалью «За отвагу», - включается в наш разговор Вячеслав Градобоев. И вручает правнучке Вере копию наградного листа.
«9 мая 1942 года в 4.00 противник усиленной ротой повел наступление на 5-ю роту полка, - читаем мы вместе. – Наступление рота отбила, захватив пленного и уничтожив 40 фашистов.
В этом бою сержант Кожанов огнем миномета уничтожил группу солдат и рассеял взвод пехоты противника.
Когда противник перешел в атаку, сержант Кожанов оставил миномет и подобрал винтовку раненого. Из нее расстрелял еще двух фашистов. За проявленные в бою мужество и бесстрашие достоин правительственной награды...»
- Теперь я своим детям буду рассказывать о героизме их прадедов, - взволнованно говорит Вера Геннадьевна. – А наградной лист повешу на самое видное место. И обязательно съезжу в Кисловодск, чтобы исполнить желание прабабушки и поклониться праху ее сыновей.
У поисковиков же из отряда «Донской» работы только прибавилось, ведь по-прежнему нет точных сведений о погибших родных у десятков их земляков. Вот и в последнюю встречу в блокноте командира «Донского» появились новые записи. И он опять часами перелистывает листы электронных архивов.

