
В музее воинской славы Романовской школы прошли два цикла уроков мужества. Первый посвятили 75-летию начала контрнаступления под Москвой. Юные исследователи из отряда «Стригунок» подготовили для сверстников и взрослых интерактивную экскурсию «Этих дней не смолкнет слава», стихи и песни о войне. В музее показывали документальный фильм «Великая война. Битва за Москву», ребята совершали виртуальные путешествия по местам боевой славы.
Фото/Видео: Валерий Сипетин
Второй цикл посвятили другому памятному событию – 74-летию освобождения Волгодонского района от немецко-фашистских оккупантов и их прислужников.
В те годы в районе действовало антифашистское подполье. Вражеские полки быстро заполонили степное пространство юга, и 29 июля 1943 года ближе к полудню немцы вошли в Романовскую. Сразу же появились объявления о сущности нового порядка: за неповиновение или нарушение – расстрел. Но все же нашлись смелые и отважные люди, которые решили бороться с врагом.
Командиром группы стал беспартийный Василий Кожанов, поскольку знал военное дело – служил в армии, комиссаром – коммунист Смоляков. Иван Смоляков не был коренным романовцем. На Дон он приехал в 1937 году после учебы на историческом факультете Томского университета, а родом был из Новосибирской области. Вместе с ним приехали мать и сестра. Работал в школе хутора Семенкин. В 1941 году стал первым секретарем Романовского райкома комсомола. Ученики полюбили его.
Теперь при создании костяка боевой организации упор делали на молодежь. Предложение Ивана Смолякова стать партизанами приняли Петр Ясин, Валентин Тюхов, Яков Голоднев, Виктор Кузнецов, Иван Соловьев…
Анфиса Шмутова жила в хуторе Богучаре, у нее в доме хранили добытое подпольщиками оружие. Как об этом проведали фашисты, неизвестно, но начались аресты.
В Богучаре схватили Василия Кожанова и Ивана Смолякова. Начались пытки, но подпольщики молчали. Особенно усердствовали в отношении Шмутовой – она, как предполагали немцы, должна была знать многих, кто по ночам приносил в тайник оружие. Анфиса не выдала никого.
Дочка Анфисы Валя в то время была маленьким ребенком. Позже Валентина Максимовна описывала те события:
«Пришли немцы с обыском. На моих глазах из-под кровати достали восемь гранат. Оружие было закопано и во дворе за сараем. Его увезли на бричке.
После ареста матери меня забрали к себе родственники. Все утешали: «Вон оттуда, с того бугорка, твоя мама появится». Я стояла целыми днями у окна и ждала…»
Монумент Романовскому подполью находится на территории музея краеведения. Здесь во время войны был сарай, в котором полицаи издевались над подпольщиками. Замученных пытками, их затем сбросили в прорубь. Вскоре в Романовскую вошла 24-я Гвардейская Краснознаменная Евпаторийская стрелковая дивизия. Станицу и район освободили. Героев-подпольщиков, которые ушли непобежденными, спасти не удалось. Вот их имена: Иван Смоляков, Василий Кожанов, Анфиса Шмутова, Валентин Тюхов, Петр Ясин, Виктор Кузнецов…
От монумента героям-подпольщикам все участники акции – волонтеры, члены казачьей детско-молодежной организации «Донцы» Романовского юрта, молодогвардейцы, члены молодежного парламента, школьники – идут в музей, там хранится много экспонатов, связанных с героикой и болью тех лет.
Немало станичников собралось и у мемориала «Скорбящие матери». Он установлен в память о каждом втором казаке, о каждой шестой казачке, не вернувшихся с поля боя. Среди пришедших на акцию памяти были те, кто помнит период оккупации. Они, не сдерживая слез, вспоминали о зверствах карателей, расстрелах ни в чем не повинных людей.
Завершился митинг минутой молчания и возложением цветов к мемориалу.
Памятные акции прошли и в других волгодонских хуторах. В Потапове их организовал молодежный хуторской актив. Маршрут Вахты Памяти по традиции начался у монумента воинам, павшим в 1942 году при освобождении этого населенного пункта. Молодые люди зажгли свечи и почтили память погибших освободителей Потапова, а также не вернувшихся с войны односельчан минутой молчания.

