
В Тацинске поставили мемориал павшим здесь в Великую Отечественную. Ставили его памятник на деньги, собранные потомками тех солдат...
Фото/Видео: Мария Золотарева
Анатолий Иванов живет в Саратовской области. Сергей Зайцев – в Московской. Нынешний День Победы они встречали в наших краях.
В хуторе Новороссошанском Тацинского района приняли их как дорогих гостей. Здесь во время войны сражались их дед и дядя, о судьбе которых ничего не было известно долгие десятилетия.
Анатолий и Сергей – двоюродные братья. Деда звали Савелий Аверьянович, дядьку – Геннадием. Фамилия – Куклины.
В семье Куклиных было пятеро детей. В войну погибли Савелий и двое его сыновей – Геннадий и Федор.
Когда Анатолий Иванов начал выяснять судьбу своих погибших родных, информации было крайне мало. Годы переписки с Подольским архивом дали результат. Удалось узнать, что рядовой 315-й стрелковой дивизии Куклин Савелий Аверьянович умер в госпитале города Саки, ефрейтор Куклин Фёдор Савельевич, командир зенитного орудия, пропал без вести на правом берегу Днепра. А вот про Геннадия Куклина в архивах не было практически ничего…
21 год Анатолий искал своего дядю по всем советским и российским архивам. Потом выяснилось, что в написание фамилии вкралась ошибка и по созвучию значился Геннадий как Никулин.
Параллельно поисками родных занимался и двоюродный брат Анатолия – Сергей Зайцев. Он-то и нашел в Подольском архиве донесение командира 405-го стрелкового полка 258-й дивизии о событиях с 8 по 11 января 1943 года на хуторе Новороссошанском. Тогда 405-й и 999-й полки без поддержки танков бились за хутор. Сотни бойцов погибли. И Геннадий Куклин был записан под фамилией Никулин как пропавший без вести. А южнее Новороссошанского километров на пять–десять наступала 315-я сибирская дивизия.
Там воевал Савелий Куклин. И не знал, что где-то рядом в полях лежит убитым его сын...
Дивизии, воевавшие тогда на Дону, обе были сибирские: 258-я сформировалась под Москвой на базе 43-й курсантской Новосибирской бригады, а 315-я – в Барнауле. Они обе держали оборону севернее Сталинграда в районе Котлубани и Самофаловки и вместе пошли на Ростов в составе 5-й ударной армии.
В 2015 и 2016 годах я написала несколько материалов о событиях военных лет на территории Тацинского района и о том, как бойцы сводного поискового отряда «Донской» разыскивают павших, стараются установить их имена. («Хранил до конца жизни», № 248 от 11 сентября 2015 года, «С воинскими почестями», № 284 от 22 октября 2015 года, и «Такая теплая земля», № 134 от 17 мая 2016 года).
Прочитав мои материалы в Интернете, Анатолий позвонил в редакцию нашей газеты. Мы начали переписываться. И вот Анатолий сообщил, что они с двоюродным братом решили приехать в незнакомый им донской хуторок, где встретил свою смерть в бою их дядя Геннадий. Взяли с собой внуков Олега и Мишу. Приехал в Новороссошанский и сын Сергея Зайцева Ярослав.
В хуторе гостей ждали и радушно встретили.
Прибыли в Новороссошанский и бойцы поискового отряда «Донской» вместе со своим командиром Вячеславом Градобоевым. Они смогли подробно рассказать о событиях далекого сорок третьего года, когда за небольшой клочок Донской земли шли кровопролитные бои.
У мемориала павшим героям прошел торжественный митинг. Много было сказано о солдатах-освободителях, о том, как важно сохранять память. Вместе с новороссошанцами возложили гости к подножию монумента советским бойцам венки и цветы.
А еще поклонились братской могиле воинов-сибиряков, которая появилась совсем недавно благодаря усилиям бойцов отряда «Донской». Они подняли останки двадцати восьми героев, сложивших головы в январе сорок третьего года. Сегодня удалось установить имя лишь одного – Василия Потапова. Но вполне возможно, что здесь же покоится прах и другого солдата-сибиряка – Геннадия Куклина. Ему было всего двадцать лет…
В прошлом году в Новороссошанский приезжали внучка Василия Потапова Венера и правнучка Ксения. Они пообещали, что найдут средства для установки мемориальных плит погибшим землякам. Так и получилось. Из Сибири прислали деньги командиру поискового отряда Вячеславу Градобоеву, а он со своими бойцами установил мемориал.
Молча стояли у братской могилы родные Геннадия Куклина. Каждый думал о своем. Когда в следующий раз смогут они приехать в наши края, на мемориальной плите обязательно появится еще одна фамилия…
Фото автора и из архива семьи Анатолия Иванова.

