
В хуторе Верхнепотапове Константиновского района хоронили двух советских солдат, погибших зимой сорок третьего года при освобождении территории сегодняшнего Почтовского сельского поселения.
Фото/Видео: Мария Золотарева
На крутом берегу Северского Донца солнечным июньским утром, таким же жарким, каким оно было в день начала Великой Отечественной войны, звучали мелодии военных лет и слова благодарности героям, завоевавшим для будущих поколений мирную жизнь.
Имен тех двоих, чьи останки долгое время пролежали в безымянных могилах, установить, к сожалению, не удалось. По рассказам очевидцев тех боев, это были два советских офицера. Похоронены они были в разных хуторах: один – возле здания школы, другой – во дворе жилого дома. Показали места захоронения бойцам сводного поискового отряда «Донской» местные жители.
И вот останки двух безымянных героев перенесены в братскую могилу. На митинг собрались не только хуторяне. Приехали представители районной и сельской администраций, военный комиссар Константиновского и Усть-Донецкого районов Петр Иванов, поисковики. Отслужили панихиду. К подножию обелиска легли венки и цветы. Минутой молчания почтили память погибших.
Люди не расходились, вспоминали рассказы своих родных, рассказы тех, кто пережил военное лихолетье.
– Мой свекор Феоктист Андреевич Войнов пал смертью храбрых на Курской дуге, – говорит жительница Верхнепотапова Валентина Ивановна Войнова. – Моей свекрови долгое время не было ничего известно о нем. Знала, что пропал без вести. И лишь совсем недавно с помощью архива военкомата удалось установить, что он погиб. А вот где его могила, до сих пор неизвестно…
– А семью моего двоюродного дедушки Старикова Ивана Николаевича почти всю убило снарядом, – рассказывает Серафима Герасимовна Димитрова. – Его жену, дочь, внука. А самого дедушку ранило. Он так потом с костылем и ходил.
– Целый хутор Верхнекалинов немцы зимой сорок третьего сожгли. А моего отца и дядю расстреляли полицаи за то, что были те партийными, – делился Владимир Сальников.
Это он, Владимир Сальников, указал поисковикам на одну из безымянных могил. И уже прощаясь с нами, Владимир Никандрович пообещал показать командиру поискового отряда Вячеславу Градобоеву еще несколько неизвестных захоронений:
– А вдруг удастся установить имена погибших солдат? Наверное, их до сих пор разыскивают родные, а солдатики в нашей донской земле похоронены.

