
31 мая исполняется 75 лет подвигу ростовских партизан-разведчиков на Донбассе
«Личный состав группы достоин присвоения званий Героев Советского Союза». Так оценил подвиг ростовского десанта замначальника штаба партизанского движения Южного фронта полковник Метелев. Это мнение он высказал в докладной Главнокомандующему партизанскими силами Советского Союза спустя почти полгода после гибели группы, когда Донбасс уже был освобожден от оккупантов, и стало известно о последнем ее героическом бое.
Подвиг ростовских партизан-разведчиков восхитил тогдашнего секретаря Ростовского обкома ВКП(б) Двинского, а 1 марта 1944 года на Шестой сессии Верховного Совета Украины им посвятил часть своего выступления перед депутатами Председатель Совнаркома республики Хрущев.
Что же это за подвиг? Кто они – эти люди, которые его совершили? Вот что рассказывает об этом историк-краевед, член Российского военно-исторического общества Сергей Владимирович ШЕЛОБОД:
– Во время второй оккупации Ростова в городе активно действовал партизанский отряд имени Сталина, созданный опытным разведчиком лейтенантом Трифоновым (конспиративный псевдоним – Югов). После освобождения Ростова Трифонов выразил готовность использовать свой опыт разведчика и партизана для дальнейшей борьбы с врагом. Его примеру последовал и ряд его бойцов, в том числе Володя Щербаков и вчерашняя школьница, дочь иранского коммуниста Альфа (друзья называли ее Аллой или Алей) Ширази. Они поступили в разведшколу и прошли курс обучения, после которого предстояла заброска в тыл врага.
В ночь с 30 на 31 мая 1943 года с Ростовского аэродрома вылетели два «Дугласа» с прошедшими специальное обучение ростовскими партизанами. Курс держали на Донбасс, в тыл врага, должны были десантироваться в лесу – на 25 километров западнее Волновахи. Однако ночь выдалась безлунной, темной... Пилоты приняли за лес сады Павловки. Группа из тринадцати бойцов, которую возглавлял Югов – девять мужчин и четыре женщины, – десантировалась на открытое место, где ни леса, ни оврагов.
Когда утром полицаи обнаружили партизан, те открыли по ним огонь. Полицаи бросились за подкреплением. К месту высадки десанта стянули значительные силы стоявшего в этой местности немецкого гарнизона.
Неравный бой продолжался несколько часов. По одной версии свидетелей, немцы, не желая нести дальнейшие потери, привезли из Волновахи минометную батарею, только тогда этот героический очаг сопротивления и был подавлен. По другой версии оставшиеся в живых израненные партизаны, израсходовав боеприпасы, подорвали себя, не желая попадать в плен.
Вероятно, во время боя разведчики громко подбадривали друг друга. Из уст в уста местные жители передавали молву о женщине-партизанке (Лидии Акимовой), которая кричала, что они не сдадутся, будут бить гадов до последнего.
Еще рассказывали, что братская могила, в которой закопали партизан, уже на следующее утро оказалась убранной живыми цветами. И что так продолжалось до тех пор, пока около нее не поставили полицая-часового. Быль это или красивая легенда – теперь уже не узнать, но жители Павловки и выросшего рядом с ней уже в послевоенные годы шахтерского городка Угледар память ростовских партизан чтут. В Угледаре есть (по крайней мере, до 2014 года были) улицы имени Михаила Трифонова, Тринадцати десантников.
Начиная с 2010 года в Павловку и Угледар ежегодно в конце мая приезжали целые делегации из донской столицы. В основном это были школьные учителя и их ученики. В том числе представители школы № 35, где учились погибшие здесь партизанки-разведчицы Альфа Ширази и Нина Нейгоф.
В Павловке и Угледаре в такие дни проходили митинги в честь героического ростовского десанта. Однажды в Павловке посланцам донской столицы показали выставку детских рисунков. Ее темой был подвиг юговцев.
Все эти поездки состоялись по инициативе Шелобода. Благодаря ему в Павловке в канун 70-летия подвига ростовских партизан появилась новая мемориальная доска с именами героев. Ростовская делегация передала ее жителям этого села. Что теперь с этой мемориальной доской? После 2014 года Шелобод стал в Украину невъездным.
...Звания Героя Советского Союза ни один из тринадцати ростовских партизан-десантников так и не был удостоен. Годы спустя Сергей Владимирович Шелобод обратился в Ростовский областной военный комиссариат с предложением ходатайствовать о присвоении девятерым из этих бойцов звания Героев России и награждении четверых орденом Мужества. Там его поддержали, но положительного ответа на это ходатайство не последовало.
К сожалению, отсутствует положительная реакция и на те предложения, которые решаются на местном уровне. К примеру, в Ростове есть переулок имени Трифонова, улица имени Щербакова. Правда, как уточняет Шелобод, не Володи, а его отца-партизана, хотя многие думают, что она все же в честь более известного своим подвигом сына. По мнению Шелобода, справедливее было бы называть эту ростовскую улицу не именем Щербакова, а именем Щербаковых. С этим трудно не согласиться. Как и с тем, что юные партизанки-разведчицы Альфа Ширази и Нина Нейгоф тоже достойны того, чтобы их именами навали улицу. Или хотя бы школу, в которой они учились. Да и улица в честь всего героического десанта, погибшего на Донбассе, должна быть и в донской столице.
Уже лет двадцать Сергей Владимирович Шелобод пытается пробить идею установки в Ростове памятника партизанам.
– Даже многие ростовчане, не говоря уже о гостях города, ничего не знают о существовании в оккупированной в годы Великой Отечественной войны донской столице партизанских отрядов и групп, их борьбе с врагом. Ярким и зримым напоминанием об их подвигах мог бы стать памятник ростовским партизанам, – считает он.
Разве не так?

