
Родные гвардейца-фронтовика Евгения СТАЦЕНКО, получив похоронку 75 лет назад, до сих пор не верят в его гибель
В музее боевой славы Приазовья, который находится в здании военкомата Азова и Азовского района и считается одним из лучших в системе органов военного управления страны, есть место, названное «Стеной плача». Здесь проводят уроки мужества, вручают молодым азовчанам паспорта.
На стене – столбцами около девятьсот фамилий. Это командиры и бойцы, погибшие при освобождении Азова. Причем только те из них, у кого были найдены капсулы либо медальоны с именными вкладышами. На всё еще неоконченной для них войне – у Азова полегло более тысячи солдат-освободителей – пока остаются десятки людей: без имени, без медальона, без жетона. Так что список фамилий вполне может пополниться – поиск продолжается.
Азовчанин гвардии старший лейтенант Евгений Стаценко, фамилия которого прозвучала на новой церемонии у «Стены плача», в этом реквиеме не значится. Извещение о его гибели семья получила в августе сорок четвертого. Но близкие до сих пор не верят той бумаге. В музее в этот раз они собрались по торжественному поводу – для получения из рук военкома Андрея Щелчкова наградных документов к ордену Красного Знамени, подписанных Владимиром Путиным, на имя Евгения Сергеевича и копии этой боевой награды. По заказу «Нашего времени» ее изготовил геральдист Валерий Шабунин.
О похоронке
В извещении из Азовского военного комиссариата, которое родители офицера Стаценко получили в конце августа 1944 года, читаем:
«Ваш сын гвардии старший лейтенант Стаценко Евгений Сергеевич (уроженец Ростовской области, г. Азов) в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, убит 16 июля 1944 года. Похоронен: 300 метров севернее деревни Лашково Вильнусской области Литовской ССР. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о назначении пенсии (приказ НКО СССР № 220). Основание: извещение войсковой части, полевая почта 08671 а, Азовский райвоенком Гончаров».
О жизни после жизни
Почему сестра героя-офицера Елена Сергеевна Стаценко и другие его родственники до сих пор не верят той бумаге?
Оказывается, после войны к Стаценко в Азов приезжал однополчанин и друг Евгения Сергеевича. Хотел повидаться с ним.
– Родители, – вспоминает Елена Сергеевна, – показали ему похоронку. Он удивленно посмотрел на дату. И сказал, что это неправда: он общался с Женей после этой даты.
Сестра героя, к сожалению, не запомнила фамилию того человека. Собирается теперь обратиться за помощью в телепрограмму «Жди меня». Отец гвардии старшего лейтенанта Стаценко Сергей Андреевич так и ушел под тень креста на погосте с мыслью о том, что сын жив...
О подвиге, о доблести, о славе
В конце наградного листа на имя Евгения Стаценко читаем: достоин награждения орденом Отечественной войны I степени. Однако на титуле красным карандашом размашисто написано «Красное знамя».
Копию боевой награды гвардейца Евгения Стаценко изготовил геральдист Валерий ШАБУНИН.
«В боях за город Борисов Минской области 30.06.44 т. Стаценко, командуя ротой, первым поднял роту в атаку. Благодаря смелости и решительности он первым ворвался в немецкую траншею, откуда противник был выбит, а в ближайших для него траншеях, преследуя противника, преодолев водную преграду, он первый с ротой ворвался в город Борисов, где вел ожесточенный бой. В ходе боя отбил две яростные атаки противника с нанесением больших потерь в живой силе. Лично сам в уличных боях тов. Стаценко уничтожил 2 немецких солдат».
«Мама, живу я очень хорошо, весело...»
Азовские энтузиасты сейчас готовят выпуск книги «Письма с фронта». В сборе материалов участвуют школьники, ветераны, музейные работники, местные журналисты, дети, внуки, правнуки фронтовиков. Надеемся, что в этом издании найдется место и для «треугольников» отважного офицера Евгения Стаценко. Он писал домой о «фронтовой музыке». А в семье до сих пор – «надежды маленький оркестрик»: до сих пор не верят близкие в его гибель!
Военком Андрей ЩЕЛЧКОВ вручил копию ордена Красного Знамени сестре Евгения Стаценко Елене.
«Я совершенно здоров. Сейчас я есть таков, каким приезжал к Вам в прошлом году. За время моего прибывания на фронте со мной ничего не случилось. Живу я очень хорошо, весело. Музыки много. Только не от баяна и оркестра, а от разрывов бомб, снарядов и выстрелов. Мама! .. Я не выслал Вам аттестат, но Вы меня простите за это. Если Вам нужна помощь, то пишите не стесняясь. Я Вам помогу немедленно, сколько есть. Напишите про Вашу жизнь...»
(Из фронтового письма Евгения Стаценко домой)

