
Дата публикации:
26 июн 2019 г.
Неподалеку от станицы Ермаковской стоит у дороги скромный памятник. На металлической пластинке слова: «Здесь летом 1942 года при выполнении боевого задания героически погибли военный летчик Тимофей Маслов и корреспондент газеты «Красная звезда» Леон Вилкомир».
3046

– Ряд фактов показались нам противоречивыми, – рассказала Анна Ткачева, выпускница Ермаковской школы. – Противоречия обнаружены и в описаниях того, как именно погибли Вилкомир и Маслов, и в биографиях людей. Разнятся даже сведения о месте рождения Леона. Так, в «Сведениях о пропавших без вести сотрудниках газеты «Красная звезда» местом рождения указана Новая Бухара Узбекской ССР, а в иностранной базе данных «Яд Вашем» – Москва. Но сходятся они в дате: 1912 год, 4 марта.
С 1926 года его семья жила в Москве, где Вилкомир окончил среднюю школу и пошел рабочим на завод. Там вступил в литературный кружок и опубликовал свои первые стихи. В 19 лет Леон с группой товарищей поехал в Нижний Тагил и стал сотрудником местной газеты «Тагильский рабочий».
В начале 1932 года при участии Вилкомира появляется первый номер многотиражной газеты «Уралвагонстрой». Вскоре Леон занял должность ответственного секретаря и заместителя редактора этой многотиражки. Юноша становится известным в городе журналистом и поэтом.
В 22 года Вилкомир поступил учиться в Литературный институт имени Горького на один курс с Константином Симоновым, автором «Корреспондентской застольной», с которым вместе будет затем работать в редакции газеты «Красная звезда».
Леон в Москве почти не появлялся, безвыездно был на фронте. В наградном листе ответственный редактор газеты «Красная звезда» дивизионный комиссар Ортенберг, отмечая, что Леон не может писать с чужого голоса, написал: «Политрук Вилкомир находится непрерывно на фронте с первых дней войны. ...работает непосредственно в частях, ведет себя мужественно и храбро, не страшась опасности. Товарищ Вилкомир участвовал в боевом вылете бомбардировщика в качестве стрелка. В одном из боев у реки Волхов принял участие в танковом бою, находясь непосредственно в танке. Летал через линию фронта в группу Гусева, участвовал в рейде кавалерийских частей по вражеским тылам.
19 июля 1942 года с новочеркасского аэродрома Вилкомир полетел на самолете, который пилотировал опытный летчик замкомандира эскадрильи лейтенант Маслов. Больше они в часть не возвратились.
Юные исследователи из Ермаковской попытались выяснить: что произошло в донском небе в тот день?
103-й штурмовой авиаполк получил задачу нанести удары по скоплениям вражеских войск и техники вдоль левого берега Северского Донца у станицы Ермаковской. Трижды группа советских самолетов, ведомая лейтенантом Масловым, совершала боевые вылеты.

Презентацию исследования о судьбе военного летчика и журналиста на площадке пришкольного лагеря в Ермаковской проводят юные краеведы Варвара и Диана ТАЛАЛАЕВЫ.
Бригада военных корреспондентов находилась в Новочеркасске, ожидая переезда командного пункта за Дон. Имея несколько свободных часов, Вилкомир отправился в 103-й штурмовой авиаполк, чтобы собрать материалы о боевой работе летчиков. Вилкомир попросил разрешения полететь на боевое задание. Отказ последовал и от командира полка, и от старшего батальонного комиссара, и от командира 216-й истребительной дивизии генерал-майора Шевченко. Но после настойчивых просьб комдив сдался, и Вилкомир сел в ведущую машину Маслова. ИЛ-2 был тогда одноместным. Был люк, через который технический состав влезал внутрь для осмотра самолета. Вот в тот люк и посадили корреспондента, чтобы он мог увидеть и сфотографировать результаты удара штурмовиков.
Когда авиагруппа развернулась для атаки, на них обрушился шквал зенитного огня. После выхода из атаки, в результате которой были подбиты 20 машин противника, Маслов набрал высоту, круто развернулся и в одиночку направился вдоль пылающей колонны, чтобы корреспондент мог снять все это на фотопленку.
И тут в самолет угодил снаряд, выпущенный одним из немецких танков. Дальше, как следует из книги «В пылающем небе», самолет «два раза перевернулся через крыло, затем перешел в крутое пикирование и в пяти километрах южнее Ермаковской врезался в колонну, записав на свой счет еще два вражеских танка».
О том, что Маслов повторил подвиг Гастелло, писала и газета «Свет Октября». Однако в официальном сообщении командования части о гибели Вилкомира говорится, что самолет упал на территории, которая была занята противником.
– По преданиям старожилов наших мест, штурмовик, изрешеченный пулями, упал на землю в балке, расположенной примерно в полукилометре западнее от того места, где сейчас стоит памятник, – рассказала заместитель директора школа Ольга ЛАСКОВА. – Версия о повторении подвига Гастелло косвенно опровергается и тем, что Маслов и Вилкомир были внесены в списки пропавших без вести, а это значит, что однополчане не видели, как самолет Маслова врезался в танк или взорвался. Данные об обстоятельствах гибели военного журналиста Вилкомира и летчика Маслова мы с ребятами еще будем уточнять.
Ермаковские ребята изучили карту боевого пути 103-го штурмового авиаполка Южного фронта, в котором служил Маслов. Они выяснили, что Тимофей Кириллович дважды был представлен к награждению орденом Красного Знамени: 1 октября и 23 октября 1941 года. Но награжден лишь одним орденом, спустя почти год (приказ № 029 военного совета Северо-Кавказского фронта о награждении маршал Советского Союза Семен Буденный подписал 13 июня 1942 года). Так что исследование продолжается и в этом направлении.
В «Корреспондентской застольной» есть такой куплет:
Помянуть нам впору
Мертвых репортёров.
Стал могилой Киев
им и Крым.
Хоть они порою
Были и герои,
Не поставят
памятников им.
Все же памятник военному корреспонденту есть в донской степи. А сама песня, с которой в пришкольном лагере началась акция памяти, – разве она не стала памятником?
Фото Ольги ЛАСКОВОЙ

