Нашли Як-7Б, можно сказать, случайно. Поисковикам удалось установить имя и судьбу пилота. Это лейтенант Василий Сухин. Он погиб 17 января 1943 года в Морозовском районе

Сводная группа поисковиков Морозовска и межрайонного отряда «Донской». Их совместная работа оказалась успешной.
Предыстория такая. В конце прошлого года в станице Вольно-Донской торжественно перезахоронили останки двух до сих пор неизвестных летчиков. Их обнаружили поисковики, участвовавшие во всероссийской Вахте Памяти. Останки пилотов нашли, а вот сам самолет (или его фрагменты) – нет. Местные энтузиасты поиска и краеведы продолжили работу. Старожилы вспомнили, что на участке между хутором Алексеевым и станцией Вальково после войны были разбросаны обломки какого-то самолета. 

– Мы предположили, что это как раз тот самолет, в экипаже которого были похороненные недавно летчики, – сообщил краевед Константин КАМЫШАН. – Надеялись: найдем самолет – установим и их имена.

На выручку подтянулись коллеги из межрайонного сводного отряда «Донской» имени Анатолия Калинина, которые имеют большой опыт поиска «подземной авиации»: на их счету уже целая эскадрилья найденных разбитых самолетов. У командира «Донского» Вячеслава Градобоева и его команды есть хорошая поисковая аппаратура. И плюс ко всему, что немаловажно, – солидный опыт работы в архивах как раз по установлению личных данных летчиков и обстоятельств их гибели.

Вначале провели рекогносцировку: без такой разведки, точного указания координат на местности разрешение на поиск не получить. 

За прошедшие десятилетия сильно изменилась конфигурация полей, не стало многих проселочных дорог, появились лесополосы. На полях, которые обследовали с помощью металлоискателя, находили всё что угодно (чаще – гвозди и проволоку), но только не самолетные детали. Однако не отчаивались и продолжали поиск. И вот удача: нашелся алюминиевый кусок обшивки самолета с заклёпками. Вскоре нашли несколько авиадеталей, гильзы от самолетной пушки и пулемета. Причем находились они на небольшом участке и на маленькой глубине.

Тут же провели глубинное сканирование. Больших металлических предметов под толщей земли не выявили. Воронки на месте предполагаемого падения самолета тоже не нашли. А это означало, что самолет падал, не пикируя, а планируя. Версию подтвердили местные жители. Самолет, по их словам, с зимы сорок третьего лежал на поле. Затем его оттянули к лесополосе, чтобы не мешал пахать. Со временем детали растащили. Так что смысла вести дальнейшие раскопки не было. А вот отчистить обнаруженные обломки следовало. И выяснить номера деталей. Чтобы по ним затем определить, что это был за самолет и кто входил в состав экипажа. Сделали снимки находок, выставили их на специализированном авиационном сайте. 

И оказалось: детали были с одноместного истребителя Як-7Б. В станице Вольно-Донской перезахоронили, напомним, останки двух летчиков, найденные в районе хутора Алексеева. 

Кто же был за штурвалом Як-7Б?

Это детали одноместного истребителя Як-7б, на котором летел Василий Сухин.
Это детали одноместного истребителя Як-7б, на котором летел Василий Сухин.

Константину Камышану и учителю Вольно-Донской школы Павлу Украйченко, которые начали архивный поиск, удалось, по счастью, разыскать документацию авиачастей, действовавших в здешних местах во время войны. 

Информацию собирали в буквальном смысле по крупицам. И выяснили, что истребителем в последнем своем боевом задании управлял лейтенант Василий Сухин. 

В донесении о безвозвратных потерях читаем: «Сухин Василий Сидорович, лейтенант, зам. командира эскадрильи 127 ИАП, 17.01.1943 г. погиб при исполнении служебных обязанностей (катастрофа) в районе Вальково ЮЗФ. Похоронен в х. Трофименков Морозовского района Ростовской обл.»

В другом служебном документе тех же дней зафиксировано: «17.01.43 при возвращении с боевого задания зам. ком. АЭ 127 ИАП лейтенант Сухин, идя на малой высоте в районе Вальково, врезался в землю. Летчик Сухин погиб, самолет разбит – ремонту не подлежит».

В декабре сорок второго, как выяснилось, Сухин совершил две вынужденные посадки. 11 декабря он сбил хваленый фашистский Heinkel-111. Однако другой стервятник отстрелил у его самолета винт с носком коленчатого вала. В тот раз удалось благополучно сесть. Летчик не пострадал. На следующий день Сухин совершил еще одну вынужденную посадку. Воздушный бой он вел, пока не опустел топливный бак. Садиться пришлось на аэродроме поперек полосы. Да еще и при попутном ветре. Летчик и в этом случае не пострадал. 31 декабря, за семнадцать дней до гибели, Сухина наградили орденом Красной Звезды.

Итак, место гибели героя установили. А где все-таки он похоронен? В старых документах указан хутор Трофименков. Аэродром 127-го ИАП находился рядом с ним. Однако одиночные могилы после войны переносили в братские захоронения. Останки Василия Сидоровича Сухина из Трофименкова перенесли в хутор Костино-Быстрянский. В базе данных «Мемориала» он значится похороненным в братской могиле этого хутора. Но на самом памятнике фамилии пилота нет. Энтузиасты поиска надеются, что она появится там в ближайшее время. Ведь известно все: имя героя, его подвиги, место и дата гибели, адрес последнего приюта…

 Работа по установлению имен двух ранее найденных летчиков и обстоятельств их гибели продолжается.

В день памяти Василия Сухина в Ново-Павловской школе прошел урок мужества. Поисковики рассказали о том, как в ходе недавней полевой экспедиции нашли место гибели пилота и что затем обнаружили в архивах...