
Дата публикации:
11 фев 2020 г.
О том, что на одной из улиц Новошахтинска до наших дней сохранились блиндаж командовавшего Южным фронтом Федора Ивановича Толбухина и три дома, в которых в 1943 году располагался штаб, узнала совсем недавно и случайно.
1769

Где эта улица, где этот дом?
Можно сказать, подслушала разговор старожилов. И – не поверила. Ведь родилась здесь и училась в школе в самый расцвет СССР, много читала и даже ходила к ветеранам – записывала в тетрадку воспоминания о войне, но тогда об этом ни от них, ни от учителей не слышала.Расспросила знакомых новошахтинцев, они тоже не поняли, о чем это я: «Блиндаж? Да нет! Мы бы знали!»
Пока искала улицу Фрунзе, тот же вопрос про блиндаж задала еще нескольким прохожим. «Первый раз слышу!» – удивленно посмотрела на меня женщина старшего возраста. «Ничего про это не могу сказать!» – пожал плечами молодой человек в форме сотрудника полиции.
И лишь непосредственно на самой улице Фрунзе мужчина, расчищавший снег перед домом №27, подтвердил: «Блиндаж действительно существует во дворе дома № 17. Кто живет на нашей улице – знает. История передается от соседа к соседу. Я здесь поселился десять лет назад и тоже был введен, так сказать, в курс дела. Там даже табличка есть».
И правда, на фасаде одноэтажного строения № 17 прибита скромная мемориальная плита с короткой надписью: «Здесь в 1943 г. находился штаб Южного фронта».
Подступ к дому усложняют полуметровые сугробы. Как раз в день моего приезда Новошахтинск замело так, что не видно было пути, а от мокрого снега оборвались линии электропередач и поломались ветки на деревьях.
Но что делать? Все равно иду, стучу в окна, ворота, зову хозяев. Ни души, ни звука, ни даже лая собак. В конце концов из ворот дома № 15/1 появляется женщина средних лет, представившаяся Татьяной.
– Не удивляйтесь, что ничего про блиндаж не слышали.
Мне в школе тоже про него не рассказывали и экскурсии сюда не водили. Но ветераны в советские годы здесь на 9 мая все равно собирались. Это я точно помню. Потом все стихло... Теперь в школе про него начали все-таки рассказывать. Знаю от своего сына и племянника, – говорит Татьяна. – Когда мы были детьми, этот блиндаж нас очень притягивал, часто бегали на него смотреть. Внутрь, конечно, не спускались. Но Вера Романовна, которая жила в доме №17 (она была учительницей), рассказывала, что видела там кровать, стол и даже карту. В доме теперь живет ее сын, но он часто находится у родственницы. Сегодня его тоже нет.
Не просто памятник, а целый ансамбль
Как выяснилось, три здания и блиндаж на улице Фрунзе 15, 17, 19 включены в реестр объектов культурного наследия почти 60 лет назад (Постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 г.)Но лишь в январе 2013 года, когда блиндаж уже находился в аварийном состоянии, новошахтинскому историко-краеведческому музею было выдано охранное обязательство – документ, которым определяется, как содержать и сохранять объект культурного наследия, а также организовывать к нему доступ.

В этом дворе и располагается блиндаж командующего фронтом Ф.И. Толбухина.
Согласно этому документу до 2017 года планировалось «провести мероприятия по воссозданию данного памятника и созданию оптимальных условий его функционирования». Вид объекта обозначен как ансамбль.
– Года два назад действительно приходили и побелили блиндаж снаружи, – подтверждает Татьяна.
Дома хоть и отнесены к объектам культурного наследия, но в них продолжают жить люди. Поэтому просто так на территорию бывшего штаба и к блиндажу не пройти даже сотрудникам музея. Условия доступа приходится согласовывать.
– Созваниваемся, на месте ли хозяин, договариваемся о времени, – рассказывает директор новошахтинского историко-краеведческого музея Ольга МОЛЯНОВА. Она совсем недавно в этой должности и тоже пытается разобраться в прошлом, то есть исторических корнях этого объекта культурного наследия, и в настоящем – как реально его сохранить.
До сих пор нет единого мнения – почему в апреле 1943 года именно в Новошахтинске, освобожденном от немецких захватчиков 13 февраля 1943 года, разместился штаб Южного фронта и был построен блиндаж командующего – подвал, состоящий из двух комнат, обитых изнутри досками и перекрытиями из стальных рельсов.
Службы штаба располагались сразу на нескольких улицах в центре города – от Фрунзе до Физкультурной, от Социалистической до Советской и еще нескольких других (ул. Кирова, Отечественная), проспект Ленина.
За четыре месяца (с 1 апреля 1943 года) на этих улицах побывали самые известные советские военачальники того времени – маршалы А.М. Василевский, Р.Я. Малиновский, С.К. Тимошенко, генерал, командующий 8-й воздушной армией Т.Т. Хрюкин...
Ничто не забыто?

Весной 1943 года проявивший себя в Сталинградской битве как решительный и вдумчивый командир 57-й армии Федор Иванович Толбухин получил звание генерал-лейтенанта и новое назначение – командовать Южным фронтом.
В Новошахтинске Толбухину должен был передать командование его предшественник, знакомый еще со Сталинграда – генерал-полковник Родион Яковлевич Малиновский, отправляющийся командовать Юго-Западным фронтом.
Перед Толбухиным ставится задача невероятной сложности – прорвать мощный оборонительный рубеж вермахта на западном берегу реки Миус (протекает по Донецкой, Луганской, Ростовской областей и впадает в Азовское море – ред.), который уже забрал тысячи жизней наших солдат, в том числе и совсем юных 16-18-летних курсантов военных училищ Ростова, но сам так и не был взят в ходе предыдущих операций. При создании обороны немцы понастроили доты, дзоты, пулеметные площадки и использовали преимущества местности, то есть все высоты.
Получается, что именно Новошахтинск стал местом, где вынашивались планы прорыва Миус-фронта и освобождения от фашистов юго-западных районов Ростовской области и Донбасса.
Первый удар Южный фронт нанес как раз в самый разгар Курской битвы 17 июля 1943 года, второй – в августе 1943 года, сконцентрировав все силы на конкретном 25-километровом участке.
Несмотря на огромную важность прорыва Миусфронта, о событиях, которые разворачивались здесь с 1941 по 1943 годы, предпочитали долгие десятилетия не говорить, а тем более не писать в учебниках истории. Ряд экспертов сходится во мнении, что причина – в огромных потерях, более 800 тысяч человеческих жизней.
До сих пор эта страница в истории Великой Отечественной не до конца изучена, так как многие документы были засекречены. Блиндаж и здание штаба в Новошахтинске тоже попали в зону молчания и долгие годы существовали, но будто их и не было. Постепенно память все-таки возвращается...

