1418 долгих дней и ночей вместе со всем советским народом шли к победному маю работники НЭВЗа, приближая победу как могли 

Демьян Демьянович Саввин в 1930 году окончил Донской политехнический институт, получив квалификацию инженера-механика. До войны преподавал в НИМИ. В 1941-1942 гг. – начальник цеха военного завода № 352 в Новочеркасске. Д. Саввин – главный конструктор трубного миномёта, выпускаемого заводом с 1941 по 1942 гг. За это время предприятие изготовило для фронта 2121 миномёт, которые считались лучшими во время Великой Отечественной войны.
В 1942 году Демьян Демьянович ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в боях на Кубани, в Крыму, Литве и Восточной Пруссии, был ранен.

Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».


В первые же дни войны сотни работников Новочеркасского паровозостроительного завода были призваны в Красную армию. Они сражались на Миусе и под Сталинградом, на Курской дуге и под Ростовом, освобождали Прагу и Будапешт, брали Берлин… Из 600 локомотивостроителей, ушедших на фронт, 229 не вернулись. Теперь их имена – на памятных плитах у стелы павшим воинам в заводском парке.

Многие уходили на фронт добровольцами. А оставшиеся в городе продолжали работать…

Осенью 1941 года руководство комитета обороны города Новочеркасска, выяснив у представителей 9-й, 12-й и 56-й армий потребности фронта, приняло решение об организации на базе завода № 352 производства миномётов 82-го калибра по образцу трофейного немецкого. Небольшой коллектив предприятия, оставшийся в Новочеркасске после эвакуации основных цехов в глубокий тыл страны, приступил к выполнению важнейшего военного заказа. Оставшиеся в прифронтовой зоне инженеры, токари, слесари завода им. С.М. Будённого собрали несколько станков, забракованных при эвакуации. На них не было двигателей, и станки приводились в движение одним двигателем на весь цех. На заводском дворе нашли полтора десятка труб, покрытых ледяной коркой, которые решили использовать для изготовления так называемых «трубных» миномётов. Конструкция их была несложной, но даже небольшой дефект при производстве мог привести к заклиниванию мины в стволе и её разрыву.

Чтобы выполнить заказ, заводчане работали круглые сутки, не смыкая глаз, не покладая рук. 12 ноября был изготовлен первый «самовар» (так называли миномёты в целях конспирации), испытания которого дали отличные результаты.

По ночам директор предприятия, секретарь партийного комитета и главный инженер завода шли в сборочный цех – посмотреть, сколько миномётов будет готово к утру. На рассвете начальник технического отдела привычным движением руки тянулся к телефонной трубке, звонил начальнику цеха, и они долго разбирали мельчайшие детали технологического процесса нового производства. Едва передохнув, снова спешили в цеха ветераны завода и их ученики. 

Утром на доске показателей, рядом с фамилиями рабочих, редко можно было увидеть цифру меньше 150 %. Сто пятьдесят, сто восемьдесят, двести, триста – вот таким был обычный процент выполнения норм.

Уже к концу 1941 года на линии сборки один за другим выстроились окрашенные новые миномёты. После прохождения детальной поверки на их зелёных стволах появлялись очередные порядковые номера. Здесь на линии сборки продолжалась линия фронта…

К чести генерального конструктора начальника технического отдела Демьяна Саввина, который сам был миномётчиком-испытателем «самоваров», миномёты с заводским клеймом «352» считались лучшими на фронте. С ноября 1941 по июль 1942 года завод поставил фронту более 2 тысяч «самоваров».