Батайские школьники хотят добиться награды для летчика, совершившего таран во время Великой Отечественной войны.

В БИОГРАФИЯХ двух летчиков знаменитого Виктора Талалихина и не очень известного Сергея Макарова очень много схожего. Оба родились в сентябре 1918 года. Оба с детства грезили авиацией. Оба закончили перед войной 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова. Наконец, оба на И-16 совершили тараны немецких самолетов. Виктор Талалихин первым в истории авиации сделал ночной таран вражеского бомбардировщика. Случилось это летом сорок первого под Москвой. Отважный летчик чудом выжил. Вскоре Михаил Калинин в Кремле ему вручил звезду Героя и орден Ленина. Погиб Талалихин месяц спустя в бою под Подольском. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Именем Талалихина, навечно оставшегося 23-летним, названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске, морское судно, корабль, школы. В разных городах установлены памятники и бюсты легендарного летчика.

Место, где нашел последний свой приют Сергей Макаров, мы с трудом обнаружили на батайском кладбище. Давно сделанный скромный обелиск, тусклая фотография и надпись «Любимому брату от сестры, друзей». Сергей Петрович весной сорок третьего повторил в наших краях подвиг Виктора Талалихина — протаранил на горящем И-16 немецкий самолет. Вот как это было.

Сергей Макаров (слева) и его друзья по авиашколе (фото из архива Борисоглебского училища)
Сергей Макаров (слева) и его друзья по авиашколе (фото из архива Борисоглебского училища)

23 марта Сергей Макаров вылетел на барражирование западнее батайского аэродрома. Промелькнул очищающийся ото льда Дон, блеснул вдали Таганрогский залив. Оттуда обычно появлялись немецкие бомбардировщики. И в тот раз они не изменили своему правилу. Фашистские самолеты шли плотным строем. Макаров доложил об этом на командный пункт, а сам ринулся в лобовую атаку. Очередь по флагману - и тот, загоревшись, клюнул носом. Проскочив под строем, Сергей увидел, как в лоб ему мчится немецкий истребитель прикрытия. Огонь открыли одновременно оба. В это время на помощь фашисту пришли еще три истребителя, зажав Макарова в «клещи». Самолет Сергея загорелся. Но и на горящем он сумел развернуться. А затем таранным ударом в правую плоскость уничтожил еще одного врага.

Старший лейтенант Сергей Петрович Макаров погиб. В двадцать пятую, последнюю свою весну. За героизм и самопожертвование до сих пор его официально так и не отметили.


Воздушный таран - это не только молниеносный расчет, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это прежде всего, готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Одним словом имя этому – подвиг!
Главный маршал авиации Александр Новиков

Истребитель И-16. На таком самолете Сергей Макаров совершил таран под Батайском
Истребитель И-16. На таком самолете Сергей Макаров совершил таран под Батайском

ВМЕСТЕ с членами жюри конкурса школьных музеев «Мы помним» (его проводили «Наше время» при поддержке Минобразования) порадовались, когда увидели в конкурсной заявке исследовательскую работу из батайской гимназии №7. Ее инициатор Мария Мартынова вместе со сверстниками, оказывается, уже наладили контакты со школой села Байково в Нижегородской области — это малая родина Мартынова. Пообщались они и сестрой Сергея Петровича Анной.

Мария Мартынова
- До этого сведений о юности Макарова у нас было немного, - сообщила Мария. - Да и в тех имелись противоречия. Теперь их практически нет. Помогло общение с Анной Петровной. Полезными оказались и контакты с работниками байковского музея.

Их было четверо - два брата Макаровых и две сестры. Соседи удивлялись: братья росли полной противоположностью друг другу. Сергей – неутомимый выдумщик, фантазер и мечтатель, Николай – вечный молчун, внимательный слушатель. Был Николай к тому же прирожденным умельцем, и если бы не он, вряд ли Сергею удалось реализовать свои фантазии по созданию моделей планеров. Вместе и по дому работали. Ремонтировали то тут, то там протекающую крышу, покосившийся забор, немудреную домашнюю утварь.

В колхозе братья Макаровы работали наравне со взрослыми. Долгими зимними вечерами любили забираться на теплую широкую печку и при свете видавшей виды керосиновой лампы читали истрепанные книжки. Про гражданскую войну, про пограничников, про летчиков. Всех четверых объединяла большая взаимная дружба, уважение младших к старшим. И большая любовь к матери, на плечи которой после гибели отца легла тяжелая ноша.

В седьмом классе Сергей первым вступил в комсомол. И первым летчиком в селе стал. Когда прислал фотографию, где он в шлеме у самолета, все село к матери сбежалось.

Захоронение пилота Сергея Макарова на кладбище в Батайске
Захоронение  пилота Сергея  Макарова на кладбище в Батайске

Лейтенант Макаров был командиром звена в 738-й истребительном авиационном полку (105-я истребительная авиационная дивизия, Грозненский дивизионный район ПВО). Охранял подступы к нефтяным районам Северного Кавказа.

Полк был вооружен тихоходными И-16, которые сами летчики называли «ишаками». Кроме патрулирования, вылетали на прикрытие наземных войск и сопровождение бомбардировщиков. Гибли боевые друзья. Но даже в те тяжелые дни Сергей не терял веры в победу. Он писал об этом в своих письмах матери, сестрам, жене и дочери.

Первую личную воздушную победу Сергей Макаров одержал 12 сентября 1942 года. Он сбил фашистский истребитель. Через пять дней - еще одна победа: вогнал в землю вражеский Ме-109Ф. А в марте 1943-го он совершил свой последний подвиг.

Кроме исследовательской работы для конкурса «Мы помним» о судьбе пилота, Мария Мартынова и ее сверстники из батайской гимназии № 7 сняли фильм о Сергее Макарове. И отправили его в школу села Байково Починковского района Нижегородской области. Ребята возвращают имя героя из небытия...